«На сопках Маньчжурии»: в Самаре представили эскизы композиций легендарному вальсу

Публикуем 22 работы, одна из которых появится в городе.

Компетентное жюри подвело итоги первого этапа конкурса на создание композиции, посвященной вальсу «На сопках Маньчжурии». Напомним, легендарное произведение было впервые исполнено именно в Самаре — в Струковском саду. Сейчас все варианты скульптур выставлены в Доме архитектора. 

Перед началом работы конкурсной комиссии их осмотрела глава Самары Елена Лапушкина. Интерес мэра к этой теме не случаен: композиция может стать одним из мест притяжения для жителей и гостей города. Два месяца назад Елена Лапушкина участвовала в выездном совещании в Струковском саду, где архитектурное сообщество и представители профильных ведомств обсуждали место возможной установки памятника.

Конкурс на создание проекта композиции стартовал в начале апреля. В итоге на суд жюри были представлены 22 варианта.

— Мы получили работы из Самары, Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области, Пензы, Нижнего Новгорода и даже Казахстана, Великобритании. Имена авторов неизвестны — все проекты поступили под своими шифрами. Это позволяет оценивать их максимально объективно, — сообщил главный архитектор Самары, член жюри Игорь Галахов. — Работы разноплановые, поэтому сравнивать их очень интересно. Художественное воплощение темы — от чисто романтического до патриотического и символического. Мы определили четырех финалистов.  На втором этапе планируем уточнить техническое задание, и к 1 июля станет известна концепция-победитель. Открыть памятник планируется в этом году.

 

    Многие участники конкурса представили  традиционные варианты — бюсты капельмейстера Шатрова, вальсирующие пары, батальные сцены русско-японской войны. Несколько работ выполнены как символические стелы —  в виде развивающихся лент и игл штыков, в виде звуковой дорожки. В одной из композиций фигуры людей помещены под старинную арку Струковского сада, известную нам по фотографиям начала XX века, а кованый забор выполнен в стиле модерн, только вместо растительного орнамента автор положил на него ноты. В некоторых работах звучат исключительно трагические мотивы. К примеру, один из авторов изобразил вдов оркестрантов, идущих с их музыкальными инструментами. Так что перед жюри стоит непростой выбор.

    Капельмейстер 214-го Мокшанского пехотного полка Илья Шатров написал вальс в память о бойцах, погибших в Русско-японской войне. В 1905 году полк одиннадцать суток вел кровопролитное сражение в районе Мукдена и Ляояна. Из 4 тысяч человек личного состава в живых осталось 700 человек, из 60 музыкантов оркестра — семеро.

    Именно у нас в городе  Шатров закончил работу над вальсом «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии». И здесь, в Струковском саду, в 1908 году (по другим источникам в 1907-м) духовой оркестр впервые исполнил произведение. Вальс, посвященный героическому эпизоду Русско-японской войны, стал легендой. Граммофонные пластинки с его записью  расходились баснословными тиражами. Произведение получило всемирную известность наравне с  «Прощанием славянки» и вальсом «Амурские волны».

    Самара хранит память о первом исполнении одного из музыкальных символов нашей культуры. С 2013 года в Струковском саду ежегодно проходит всероссийский фестиваль духовых оркестров «На сопках Маньчжурии».

    С инициативой об установке архитектурно-художественной композиции выступила городская общественность. Ее поддержали власти Самары и области, депутат Госдумы Александр Хинштейн.  Памятник будет создан за счет частных пожертвований.

    Метки

    По теме

    Добавить комментарий

    Комментарий появится после модерации.

    Газета

    Приложение

    Close