Актеры театра «Витражи» рассказали об участии в проекте ГИТИСа

10.06.2020

219

Автор: Маргарита Петрова

Актеры театра "Витражи" рассказали об участии в проекте ГИТИСа

Артисты Самарского художественного театра («Витражи») прошли обучающую программу от Российского института театрального искусства, ГИТИСа, и Театрального института имени Щукина. Вот что они рассказали «Самарской газете» о своем участии в проекте «Мастерство актера. Принципы и взгляды вахтанговской актерско-режиссерской школы на театральный процесс».

Дмитрий Давыдов:

Актеры театра "Витражи" рассказали об участии в проекте ГИТИСа

— В это сложное время, когда все театры страны и мира закрыты, появляются новые возможности — курсы, лекции, записи спектаклей трупп со всего света. И мы, артисты СХТ, конечно, ими пользуемся. 

Прослушали около 16 часов лекций за два дня, прикоснулись к старейшей театральной школе нашей страны — Щукинскому училищу. Слушали лекции его ведущих профессоров. Мы заново открыли для себя школу одного из величайших режиссеров начала ХХ века Евгения Вахтангова. 

Думаю, за эти два дня мы повзрослели в профессиональном плане лет на 10, а то и на 20. Профессия подразумевает постоянное саморазвитие и поиск нового, но с нашим графиком порой тяжело найти время. Период самоизоляции дал возможность перейти на иной уровень в работе. Это время, когда надо оглянуться на прошлое, понять свои ошибки, получить и обработать дополнительные знания, смотреть вперед с учетом нового творческого потенциала.

Никита Попов:

Актеры театра "Витражи" рассказали об участии в проекте ГИТИСа

— Суть проекта в повышении квалификации большого количества профессиональных актеров по всей стране. Лекции читали лучшие педагоги и известные артисты: профессор, народный артист России, ректор театрального института имени Бориса Щукина Евгений Князев, заведующий кафедрой режиссуры Михаил Борисов, профессор кафедры искусствоведения Галина Загянская, заведующая кафедрой искусствоведения Елена Дунаева, доцент кафедры режиссуры Андрей Левицкий, доценты кафедры искусствоведения Елизавета Исаева и Ксения Волохова.

Особенно запомнился анализ пьесы «Доходное место» Александра Островского с Борисовым. Это очень важная практика как для режиссера, так и для актера. Ведь в момент анализа находишь тот ключик, который открывает истинный смысл пьесы. А после актер ищет ключик к своей роли.

Пройти повышение квалификации с преподавателями одного из лучших театральных вузов страны — невероятная удача. Как известно, актеры театра имени Вахтангова оканчивали институт имени Щукина. Было интересно узнать их школу изнутри. Послушать преподавателей, обучивших не одно поколение известных актеров.

Сергей Иванов:

Актеры театра "Витражи" рассказали об участии в проекте ГИТИСа

— Группа актеров СХТ узнала о программе повышения квалификации «Принципы и взгляды вахтанговской актерско-режиссерской школы на театральный процесс» из рассылки Союза театральных деятелей РФ. Вышли с инициативой об участии в ней к руководству труппы, и нас поддержали, ведь учиться всегда полезно.

Занятия в основном были теоретические: разбор пьесы «Доходное место» Островского, «Вахтангов и Невицкий. Взаимодействие режиссера и художника в контексте художественной жизни начала XX века», «Фантастический реализм как современный режиссерский взгляд на действительность и театральную практику», «Режиссерское прочтение прозы в вахтанговской традиции, опыт постановок Алексея Попова», «Женские образы в пьесах Островского «Гроза» и «Бесприданница».

Я принял участие в проекте, поскольку получать новые знания от высококвалифицированных педагогов — это всегда интересно. Сейчас, в период пандемии, когда мы находимся на самоизоляции, это прекрасная возможность для общения и обогащения своего творческого багажа.

В конце курса мы ответили на ряд письменных вопросов по прослушанному материалу. Помимо бесценных знаний получили сертификаты государственного образца от ГИТИСа.

Анна Калганова:

Актеры театра "Витражи" рассказали об участии в проекте ГИТИСа

— Сложно выделить что-то конкретное, когда все было важным и интересным. Но особенно меня заинтересовала лекция Волоховой «Женские образы в пьесах Островского «Гроза» и «Бесприданница», так как эта тема особенно волнует меня. В ней речь шла об образе Ларисы Огудаловой («Бесприданница»), а в нашем Самарском художественном театре я играю эту героиню в постановке Павла Карташева.

Этот персонаж давно стал мне родным, и было интересно обсудить его с кандидатом филологических наук, доцентом кафедры искусствоведения. Разногласий у нас не нашлось, что очень ценно.

Снова окунуться в студенческую жизнь было крайне полезно, ведь что-то уже подзабылось, о чем-то изменилось мнение. Лекции вдохновляли, и мы не просто слушали, а вникали, писали конспекты. После каждой лекции общались с коллегами, которые тоже проходили этот курс: обсуждали, спорили, были согласны или не согласны с лектором, друг с другом, получили хорошую почву для размышлений.

Премьера «Повесть о настоящем человеке»

Павел Карташев, художественный руководитель театра, режиссер:

Актеры театра "Витражи" рассказали об участии в проекте ГИТИСа

— К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне Самарский художественный театр планировал выпустить премьеру спектакля «Повесть о настоящем человеке» по одноименной повести Бориса Полевого еще в апреле. Автор инсценировки — главный редактор издательства «Даниловский благовестник», член Союза писателей России, заместитель председателя Национальной ассоциации драматургов Владимир Малягин. Сценограф и художник по костюмам — выпускница ГИТИСа Любовь Яковенко.

К сожалению, из-за карантина сроки премьеры перенесены на октябрьноябрь. Тем не менее во время самоизоляции мы не теряли времени и вполне успешно провели так называемый «застольный» период репетиций. Прочитали и разобрали пьесу с труппой в формате онлайнрепетиций на платформе Zoom. Рабочий процесс был насыщенным и позитивным, не было ощущения «удаленки». Все, что я планировал на этом этапе, выполнено.

Дальше нужно «вставать на ноги» — выходить на площадку, пробовать репетировать на сцене, чего мы пока, к сожалению, сделать не можем. В июне театр уходит в вынужденный отпуск. Мы очень надеемся, что в июле-августе нам разрешат репетировать в ДКЖ имени Пушкина, иначе полноценно открыть сезон в сентябре будет крайне сложно.

Анна Маркова, актриса:

Актеры театра "Витражи" рассказали об участии в проекте ГИТИСа

— Онлайн-репетиции проходят активно, участвует вся труппа. Роли распределены, обсуждаем общую концепцию спектакля, разбираем пьесу и говорим о характере персонажей. То есть вся подготовительная, «застольная», часть уже пройдена, осталось дождаться конца изоляции и приступать к работе на площадке и живому общению с партнерами.

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации