Как происходит обсуждение детских спектаклей в режиме онлайн

29.05.2020

295

Автор: Маргарита Петрова

Как происходит обсуждение детских спектаклей в режиме онлайн

Вместе с остальным населением планеты деятели культуры научились говорить не «кризис», а «возможность» и перенесли важные дискуссии в интернет.

В мае в режиме онлайн проходит образовательная программа мастерской детской драмы «10 минус» под руководством Михаила Бартенева и Павла Руднева.

Это совместный проект Российского академического молодежного театра (РАМТ) и Союза театральных деятелей РФ. Открыт в марте 2020 года в целях развития репертуара для детей от 5 до 10 лет.

В рамках образовательной программы проекта на YouTube — канале РАМТа доступны лекции театрального критика Павла Руднева и руководителя зрительских клубов театра Аллы Лисициной. Можно посмотреть практикумы доцента Российского института сценического искусства, автора книги «Как инсценировать прозу» Натальи Скороход и переводчика и драматурга Ольги Варшавер. Также доступны дискуссии — писателя, драматурга Михаила Бартенева с главным специалистом кабинета театров для детей и театров кукол СТД РФ Алексеем Гончаренко и главного режиссера РАМТ Егора Перегудова с писательницей Юлией Яковлевой.

Начали с «Репки»

Жанр дискуссии Бартенева и Гончаренко под названием «Нетеатральный возраст: почему нет пьес для аудитории «10 минус»?» определили как публичный тет-а-тет. Первым вопросом, предложенным для обсуждения Алексеем, стала детская программа фестиваля «Артмиграция», в состав жюри которого входят оба участника разговора. Михаил в свою очередь вспомнил о еще одном фестивале — «Золотая репка», который раз в два года проводит наш «СамАрт».

— Спектаклей для аудитории «10 минус» подавляющее меньшинство, — отмечает Бартенев, анализируя заявки участников фестиваля «Артмиграция — детям». — Это не значит, что их нет в театрах. Они есть. И я их вижу. В том числе делая отбор для «Золотой репки». Но их, видимо, не считают достойными выдвижения на какие — то фестивали и премии. Много ли среди них поставленных по современной драматургии? Можно буквально пересчитать по пальцам. Так, может, и не надо? В ТЮЗы все равно зритель ходит, план выполняется… Но когда я смотрю масштабные спектакли, возникает ощущение катастрофической нехватки крепких пьес. То, что стерпит малая сцена, не выдержит большая. Репертуар состоит из классических книг, на которые не всегда даже пишется инсценировка. В последнее время появилась тенденция «чтения книги» на сцене. Обязательно присутствует рассказчик, или герои повествуют сами про себя. «Коллективный рассказ» прозы со сцены, который сейчас очень популярен в театрах, рождает большое количество режиссерских штампов. Ощущение, что принцип создания этих спектаклей примерно одинаков. Тексты разные, а спектакли похожи. Пьеса — наиболее конструктивный жанр из всего литературного творчества. Она требует более жесткого закона, чем проза и поэзия.

Кто виноват?

— Во многих театрах существует мнение, что детские спектакли — это отхожий промысел. Неглавное. Режиссер занят другими, более важными постановками, — продолжает рассуждать Бартенев. — Иначе не было бы такого количества чудовищных детских спектаклей, которые я по сей день вижу. Танцующие на сцене овощи в халтурном исполнении до сих пор существуют.

Как происходит обсуждение детских спектаклей в режиме онлайн

Отвечая на вопрос «кто виноват?» Бартенев высказал предположение, что это те, кто «заказывает музыку»: учителя и родители. Ведь дети воспитываются в рамках вкуса взрослых, которые ведут их в театр.

— Конечно, они ведь платят деньги, — согласился Гончаренко. — Но их же можно воспитывать и образовывать, как сейчас делают многие театры: клубы, встречи, популяризация качественной литературы.

Наша «Собачка»

В рамках обзора-практикума Гончаренко рассказал о спектаклях для аудитории младше 10 лет, поставленных в период 2010 — 2020 годов.

— Многие известные театры со сложным взрослым репертуаром обращаются к детской аудитории и серьезно работают для нее, — говорит он. — Это не дежурные утренники для отписки и сбора кассы (детский спектакль легче продать: взрослый сам не всегда пойдет, а уж ребенка сводит). Они приглашают режиссеров, которые понимают в новом театре для детей.

Среди наиболее удачных и любимых им спектаклей Гончаренко назвал «Сторожевую собачку» — постановку Жени Беркович, которая идет в «СамАрте» с 2014 года.

— Здесь обсуждается не только то, как человек переживает смерть, но и важный момент — как выражаются соболезнования. В жизни мы часто оказываемся в ситуации, когда нужно сказать что-то человеку, у которого случилась потеря. Спектакль Беркович заканчивается оптимистично. В финале все находят точные слова, принимают ситуацию и могут жить дальше. Это некая психотерапия.

Анонс

Мастерская детской драмы «10 минус» продлится до конца мая. На YouTube-канале РАМТа можно посмотреть записи прошедших лекций, дискуссий и практикумов, а в ближайшие дни там появятся новые.

29 мая, в пятницу, в 11.00 начнется трансляция лекции российского театроведа, театрального критика, арт-менеджера, кандидата искусствоведения, доцента школы — студии МХАТ и ГИТИСа Павла Руднева «Событие и герой: как изменяются ключевые понятия драмы в современном театре» (16+).

31 мая, в воскресенье, в 18.00 образовательную программу мастерской завершит практикум пиар-директора издательства «Самокат» Марии Орловой «Современная литература для детей: о чем, как, кому?» (12+).

[vrezka color=»#FFFFFF» bgcolor=»#8aa6bb» image=»» image_mode=»» bgfixed=»» padding_top=»» padding_bottom=»»]Практическая польза

За месяц отборочного этапа в адрес мастерской было прислано около 50 заявок из Омска, Рязани, Оренбурга, Минска, Ставрополя и других городов. Из них экспертный совет проекта отобрал семь авторов, чьи заявки наиболее отвечали критериям: говорить о современности и не повторять сюжеты, уже имеющиеся в репертуаре РАМТа. С ними Руднев и Бартенев в индивидуальном порядке на протяжении нескольких месяцев будут дорабатывать исходный замысел или сочинять новый. В октябре пройдет серия открытых читок получившихся пьес для аудитории 5 — 10 лет. Приглашенные в проект режиссеры выберут из них тексты, потенциально способные стать спектаклями большой формы в репертуаре РАМТа, и создадут сценические эскизы. В ноябре доработанные после эскизов пьесы будут опубликованы на сайте. Спектакли по ним в дальнейшем смогут войти в репертуар РАМТа и других заинтересованных театров.[/vrezka]

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации