Художественный руководитель «СамАрта» Павел Маркелов рассказал о будущих премьерах

28.05.2020

262

Автор: Маргарита Петрова

Художественный руководитель «СамАрта» Павел Маркелов рассказал о будущих премьерах

Внезапно оборвавшийся театральный сезон оставил много незавершенных проектов.

Согреваемые надеждой на своевременное открытие сценических площадок осенью, зрители ждут информации о премьерах. О том, что планирует показать «СамАрт», рассказал «Самарской газете» художественный руководитель и актер театра Павел Маркелов.

Островский от Нины Чусовой

— Мы с Сергеем Филипповичем (Сергей Соколов — директор театра «СамАрт». — Прим. авт.) давно обсуждали идею постановки пьесы Александра Островского. Рассматривались разные режиссеры, разные произведения — и серьезные драматические вещи, и комедии. В этом году в рамках федеральной субсидии «Театры — детям» у нас есть возможность поставить русскую классику. По условиям это должен быть материал для зрителей до 18 лет. Так как в прошедшем сезоне мы выпустили на новой сцене три серьезных спектакля — «Иванова», «Горе от ума» и «Трехгрошовую оперу», — то решили, что следующая премьера должна быть комедийная, для семейного просмотра. Таким образом возникла идея поставить «Женитьбу Бальзаминова».

Также мы давно шли к повторению опыта работы с Ниной Чусовой (актриса, режиссер, в 2012 году поставила в «СамАрте» спектакль «Опять цветет акация…».- Прим. авт.). Она хулиганка, которая славится тем, что умеет работать с классикой акробатическим образом. В ее изложении хрестоматийные произведения звучат очень современно. Нам показалось, что именно такой подход требуется при постановке такой популярной пьесы. Чусова сможет отыскать в тексте что-то родное, близкое и узнаваемое для современных подростков.

Сейчас идет процесс предварительной работы с постановочной командой, в том числе с художником Владимиром Мартиросовым, композитором Василием Тонковидовым. Согласовываем распределение ролей, эскизы, макет. Все идет к тому, что получится нечто дерзкое, что апологетам традиционалистики может показаться неуместным. Но в таком материале, как «Женитьба Бальзаминова», театральные «акробатические» трюки как раз целесообразны. Мы остаемся в духе автора.

Надеемся, выйдя из отпуска в середине июля, сразу сможем репетировать. Если перемещение между городами еще будет невозможно, то первичный этап начнем в дистанционном режиме. Застольный период можно проводить онлайн. По условиям субсидии мы должны закончить работу 1 октября. Поэтому на первые числа октября мы анонсируем премьеру. Верим, что ситуация стабилизируется и зрители смогут посещать театры.

«Карусель» и «Герой нашего времени»

— В конце сезона мы планировали выпустить премьеру — «Карусель». Надеюсь, что сможем показать ее в новом сезоне. Это лирическая комедия с экстравагантным сюжетом. Оригинальная вещь, написанная автором в прямом контакте с режиссером. Это не первая работа тандема Юрия Суходольского и Дмитрия Добрякова. В 2014 году они выпустили спектакль «Манюня», который пользуется большим успехом у зрителей. Суходольский написал инсценировку романа Наринэ Абгарян. Теперь творческому союзу предстоит создать постановку для более старшей аудитории.

Также будем продолжать учебные работы с режиссером Анатолием Праудиным. Его студия существует при «СамАрте» уже 12 лет. Зимой состоялся промежуточный показ «для своих» режиссерских этюдов по «Герою нашего времени». Режиссером работы по мотивам романа Лермонтова стал Алексей Елхимов. Пока это ряд эпизодов, которые, не исключено, эволюционируют в спектакль. В лабораторной работе заняты и артисты, которые уже не один десяток лет служат в нашем театре, и новички труппы.

Художественный руководитель «СамАрта» Павел Маркелов рассказал о будущих премьерах

Екатерина Елизарова

Новые формы общения со зрителями

— Лишенные возможности работать в театре, актеры участвуют в профессиональных онлайн-семинарах и различных социальных проектах, которые призваны скрасить пребывание людей на самоизоляции. Например, одна из компаний связи организовала очень милый и оригинальный проект: дети могли позвонить и вживую услышать от актера исполнение сказки в режиме реального времени.

В целом ситуация самоизоляции подсказывает новые и очень интересные формы общения со зрителями. Но это работа не театрального свойства. Я убежден, что театр не может происходить на экране. Экранные формы могут встречаться внутри спектакля, но смысл театра в том, что зритель и актер физически находятся в едином пространстве. Это принципиально. Соответственно, и подготовка к встрече зрителя и актера возможна только в едином пространстве. Репетиции по видеосвязи дискредитируют театр.

СамАрт» сейчас демонстрирует в интернете записи спектаклей, которые уже не идут в нашем репертуаре. Это единственная возможность к ним прикоснуться, но, полагаю, от такого прикосновения зрители получают не столько театральное впечатление, сколько музейно-историческое, мемуаристическое.

Опыт самоизоляции

— После пандемии в сознании людей должны бы произойти изменения. Но опасаюсь, что по большей части этого не случится. Опыт, который мы сейчас все вместе переживаем, очень ценен в плане выстраивания границ. Физических, ментальных. Меня раньше всегда удивляло, например, почему люди в периоды сезонных эпидемий гриппа и ОРВИ продолжают здороваться за руку. Это же прямой способ передачи инфекции. Надеюсь, мы научимся понимать, как можно защищать свои границы в сложные периоды.

Для меня интересным опытом оказалось то, что на самоизоляции по-настоящему захотелось читать, смотреть фильмы и получать от этого подлинное удовольствие. Как это было в детстве. Как это и должно быть. Обычно мы так суетимся, загружены разными, в том числе рабочими обязанностями, что у нас не хватает сил и времени подумать о чем-то важном. Самоизоляция позволила остановиться, отряхнуться от шелухи, оздоровить свое духовное зрение.

Было бы неплохо как некий камертон сохранить память об этом переживании и не бояться периодов изоляции, которые случаются в жизни каждого из нас на больший или меньший срок.

Уверен, что после окончательного снятия карантина все сценические площадки будут работать в обычном режиме. Театр существует уже много тысячелетий и, конечно, останется неизменным.


Павел Маркелов

[box type=»success» align=»» class=»» width=»»]В 2001 году окончил Высшее театральное училище имени Щепкина при Государственном академическом Малом театре (курс народного артиста РФ профессора Владимира Сафронова).

В труппе театра «СамАрт» с 2001 года. Участник национального фестиваля «Золотая Маска» (со спектаклями «Мамаша Кураж», «Фальшивый купон»).

За роль Ганса в спектакле «Счастливый Ганс» удостоен премии СТД на Всероссийском фестивале театрального искусства для детей «Арлекин» в 2006 году. Шестикратный лауреат губернской премии «Самарская театральная муза». Лауреат Губернской премии в области культуры и искусства за 2012 год. Лауреат II Всероссийского фестиваля «Волжские театральные сезоны» — приз имени народного артиста РФ Михаила Лазарева за лучшую мужскую роль (Гамлет в одноименном спектакле Анатолия Праудина).[/box]

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации