Самарские театры показали спектакли к празднику Великой Победы

Свои постановки удаленно представили драмтеатр и «Самарская площадь».


«Женщина на войне — это позор мужчины»

Операции бывают разные. Врачи проводят их ради жизни. А военные — ради смерти. В этом мире все перевернуто с ног на голову. Как в зазеркалье. Автор пьесы «Не покидай меня» Алексей Дударев и режиссер-постановщик спектакля, художественный руководитель Самарского академического театра драмы имени Горького Валерий Гришко подчеркивают это внезапно охватившее мир безумие.

Текст для постановки Гришко приметил уже давно:

— Несколько лет назад в журнале «Иные берега» прочитал пьесу «Не покидай меня». Ближе к концу у меня слезы потекли от того, насколько пронзительной мне показалась эта история. Примерно в то же время мы работали над спектаклем «Завтра была война» и другой материал не стали брать. Прошло пять лет, и я вспомнил про эту пьесу. Перечитал ее — впечатление было таким же сильным. Затем посмотрел ленту, снятую на «Беларусьфильме», прочитал киноповесть и поехал в Минск познакомиться с Алексеем Ануфриевичем Дударевым.

Я видел его на сцене: он выходил на поклоны после спектакля по пьесе «Рядовые», который выпускал мой учитель Георгий Товстоногов. Потом его «Порог» шел во всех театрах страны, в том числе и в нашем, куйбышевском. Дударев — очень хороший, талантливый драматург. У него есть качественные киносценарии, например «Белые росы».

Работа над спектаклем изза режима самоизоляции была осложнена, но не остановлена. Артисты и режиссер выполняли «домашнее задание». А непосредственно перед 9 Мая в обстановке строжайшего контроля за соблюдением санитарных норм безопасности провели несколько репетиций и сделали видеозапись постановки. 8 мая ее показали по телеканалу «Губерния».

Самоизоляция дала театру возможность попробовать себя в новом жанре — онлайн-репетиции. Насколько трудно играть актеру без зрителей? Невозможно представить. Это партнер, энергия, которая закладывается даже при репетициях. Не поглощаемые публикой звуки раздаются глухо и гулко, как в пустом колодце. Музыка Василия Тонковидова делает спектакль похожим на остросюжетный фильм. Отсутствие зрителей в зале дополняет это сходство. Простые декорации (двухъярусные кровати, стол, маскировочная сетка) Александра Орлова (Санкт-Петербург) служат основной цели — сосредоточить внимание на главных героях.

Четыре молодые девушки на сцене. Санбат или связистки? Нет. Спецразведгруппа. Из них гвардии капитану Михасеву предстоит сделать четыре Маты Хари. Они должны уметь краситься и причесываться лежа, красиво петь, быстро плавать и метко бросать ножи. «Тренироваться до тех пор, пока каждая из вас не сделает Ладынину или Орлову». Женская красота на службе у фронта.

Алексей Егоршин дает зрителям самим решать, как относиться к его герою и сложившейся ситуации, демонстрируя ее со всех сторон. Сначала он отказывается от задания и рвется в штрафбат:

— Женщина на войне — это позор мужчины. Нам перед ними за эту войну и так никогда не отмыться.

Каждый персонаж проходит через свою личную трагедию, теряет свою часть семьи, с кровью и мясом вырванную врагом. Эта жизнь максимально отлична от нормальной. И если родителей или младшую сестру убили немцы, попробуй не сделай все от тебя зависящее, чтобы нанести ответный удар.

Война постепенно вытравливает человеческое, меняет навсегда. Рубленое лицо Вероники Кремис (Надежда Якимова) искажено пережитым ужасом и двухлетней бессонницей.

Девочки обязаны забыть о себе и подчиняться требованиям военного времени. Ироничная и неумолкающая ни на минуту Зина Батян (Екатерина Соловьева) должна привыкнуть всегда держать язык за зубами. Аля Ладысева (Екатерина Конурина) не решается отлучиться, чтобы проститься навсегда со своим любимым и отцом будущего ребенка. Ядвиге Гурской (Ирина Чеботарева) предстоит научить девочек пению, чтобы облегчить проникновение на территорию противника.

Они учатся не задавать вопросов. Сказано переодеться в платья и есть конфеты — выполняют. Эта заключительная роскошная трапеза организована Михасевым не только для того, чтобы устроить девушкам последний пир, но и для того, чтобы сблизиться с ними, раскрыть свою душу перед тем, как вести их на «заклание». Как главный герой повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие», он испытывает личную ответственность и персональный стыд. И понимает, что никогда не сможет простить себя за это.

В финале спектакля несколько раз повторяются слова «Наши взяли Минск». Как заклинание. Как оправдание. Как самый важный аргумент, покрывающий все другие. На войне как на войне.


Валерий Гришко, художественный руководитель Самарского академического театра драмы, режиссер-постановщик спектакля «Не покидай меня»:

— Для меня эта пьеса Дударева — проклятие войне, которая обрекает на противоестественные вещи. Кроме того, что человек должен умереть, не дождавшись смерти от естественных причин, ему еще и приходится совершать поступки, противоречащие этике, морали и чувству сострадания.


«У погодков моих ни стихов, ни покоя, ни жен…»

Театр «Самарская площадь» подготовил для Дня Победы особую постановку. За основу взяли произведения, созданные участниками войны. В спектакль-концерт «Нас не надо жалеть» вошли письма с фронта и на фронт, песни военных лет, воспоминания блокадников и солдат.

— Это будут тексты, которые помогут обрисовать то время, показать какие-то точные бытовые детали, передать атмосферу, — рассказал режиссер-постановщик Евгений Дробышев. — У нас был опыт уличного концерта к Дню Победы. Публика собралась смешанная, и что особенно приятно, как зачарованные слушали нас и люди старшего поколения, и подростки.

Постановку труппа готовилась показывать по всему городу — на сценах ДК, в парках и скверах. Однако в ситуации самоизоляции этим планам не суждено было сбыться. В результате «Самарская площадь» представила своей интернет-аудитории видеоэскиз спектакля, который можно было посмотреть 9 и 10 мая на ее страничках в соцсетях.

«Нас не надо жалеть, ведь и мы никого не жалели…» — с этих слов поэта-фронтовика Семена Гудзенко начинается спектакль. Строки стихотворения как сквозная сюжетная линия пройдут через всю его протяженность (чуть менее часа).

Геннадий Муштаков заколачивает слова как гвозди:

Ну а кто не вернется?
Кому долюбить не придется?
Ну а кто в сорок первом первою пулей сражен?
Зарыдает ровесница,
мать на пороге забьется
— У погодков моих ни стихов,
ни покоя, ни жен.

Актеры театра исполнили известные всем с детства песни «Синий платочек», «Если б не было войны», «Первым делом самолеты», «Давай закурим» и другие.

Самыми неожиданными и берущими за душу текстами стали, конечно, подлинные письма. Последнее послание танкиста, который прощается с женой перед неминуемой смертью, подробное и жуткое извещение жене погибшего от его сослуживца, ответ девушки настойчивому ухажеру на фронт.

Как и в жизни, в этих текстах перемешаны трагичное и комичное, трогательное и удивительное. Девушка жалуется подруге, что на войне ей не хватает книг: «Непривычно без писателя-собеседника». Мать троих детей рожает в блокадном Ленинграде… в штаны. Девушка пишет с фронта домой, что самое страшное для нее было носить мужские трусы: «Ты на войне. Собираешься умереть за Родину. А на тебе мужские трусы. Нелепо». И еще у нее была мечта: «Взять и идти, а не ползти по земле».

Интонацию подлинности в спектакле усиливают кинохроника и фотографии, иллюстрирующие тексты и песни.

Метки

2 комментариев

  1. Надо было в декорации добавить не только двухъярусные, а еще и кровати чердаки, односпальные с задней спинкой из дерева, мебель базарчик

  2. А еще замечательный спектакль «Наш класс» театра «Город» ! До слез!

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение

Close