В Самарской областной библиотеке рассказывают о музыке военного времени

А также о композиторах и исполнителях, которые их создавали и представляли широкой публике.


На фронте и в тылу

Отдел искусств Самарской областной универсальной научной библиотеки подготовил подборку книг и аудиозаписей, которые рассказывают о музыкальных произведениях, рожденных в пору Великой Отечественной и в первые послевоенные годы. А также о композиторах и исполнителях, которые их создавали и представляли широкой публике.

— Вместе с солдатами на фронте и рабочими в тылу в войну в строй встала музыка. Она помогала выстоять и победить, укрепляла дух советского народа, — говорит заведующая отделом искусств Ирина Загорулько.

На выставке можно найти нотные издания сборников песен военных лет как знаменитых композиторов, так и забытых, ныне почти неизвестных. Прочесть биографии музыкантов того времени. Узнать историю создания любимых воинами песен. И даже послушать грампластинки, которые позволяют прочувствовать атмосферу той далекой эпохи. Загорулько поясняет:

— Начало сражения было ознаменовано появлением самой суровой и самой яркой военной композиции, из когда-либо сложенных людьми. Это «Священная война» на музыку Александра Александрова и слова Василия Лебедева-Кумача. В песне не было ура-патриотизма, никто не закидывал врага шапками. Авторы оценивали весь масштаб бедствия и призывали советских людей на «народную, священную войну».

Массовое распространение песни началось после 15 октября 1941 года, когда вовсю набирала силу битва за Москву. «Священная война» стала звучать на Всесоюзном радио каждое утро сразу после боя кремлевских курантов. Широкая распевность композиции наряду с грозной поступью марша поднимала боевой и моральный дух бойцов Красной Армии. Маршал Победы Георгий Жуков недаром назвал эту песню бессмертной.

Уже с первых дней войны стало слышно, что рядом с коваными строками «Идет война народная…» в солдатских сердцах теплятся слова песни «Синий платочек». Из книги «Голоса времени» поэта Алексея Суркова:

 

 Сердце просит

На виниловых дисках представленной в экспозиции фонохрестоматии «Великая Отечественная война» есть и суровые песни-вальсы.

Самый известный из них — «Прощайте, скалистые горы». Он посвящен воинам-североморцам. Музыка вальса родилась на флоте. Однажды, листая газетные подшивки, композитор Жарковский наткнулся на стихи Николая Бунина и придумал для них мелодию.

Душа бойца требовала и лирических песен. Одной из таковых стала появившаяся в 1941 году песня Василия Соловьева-Седого «Вечер на рейде» на слова Александра Чуркина. Зимой композитор выступал на Калининском фронте. После концерта в неформальной обстановке его попросили спеть что-нибудь «для души». Еще не законченную композицию красноармейцы приняли на ура и стали подпевать.

— Судьба этой песни удивительна, — говорит Загорулько. — Ее считали своей и моряки, и пехотинцы, которые пели «Уходим завтра в поле». Десантники перед вылетом на свои операции заводили: «Прощай, земля Большая! Десант наш улетает». И даже итальянские партизаны на эту мелодию создали свою песню.

Из книги серии «Праздник в школе» под названием «Мой милый, если б не было войны» подрастающее поколение узнает и о других произведениях военного времени. Например, о знаменитой «Катюше». Еще в 1938 году ее создали поэт Михаил Исаковский и композитор Матвей Блантер. А в годы войны, когда тысячи других Катюш отправились на фронт, появились песни видоизмененные — о сражающейся разведчице, медсестре, партизанке. Особое звучание она приобрела, когда народ дал ласковое прозвище «катюша» новому оружию — гвардейскому миномету.

Именно в этот труднейший период войны родилось много песен. Они были бодры и воспевали Родину, воспевали ненависть к врагу, мужество, отвагу, боевую дружбу — все то, что помогало преодолевать военные трудности, которым не было числа. Из книги мемуаров Ивана Баграмяна, маршала Советского Союза

 

Читатель Шостакович

Целая полка на выставке посвящена творчеству Дмитрия Шостаковича и его Седьмой симфонии. Монументальное исследование Оксаны Дворниченко, а также работы других авторов рассказывают об истории создания одной из величайших партитур XX века.

— Любопытно, что подготовка к выставке открыла глаза самим сотрудникам библиотеки на уникальные материалы, находящиеся в фондах, — говорит Загорулько. — Была найдена запись выступления Шостаковича по радио 16 сентября 1941 года, в котором он сообщает о начале создания «той самой» симфонии.

— Я никогда не сочинял так быстро, как сейчас, — признавался в своем выступлении Шостакович.

И действительно, до эвакуации в октябре 1941 года были написаны первые три части симфонии. Во время работы над второй вокруг Ленинграда замкнулось кольцо блокады. Финал был завершен уже в декабре, в Куйбышеве. А 5 марта 1942 года оркестр Большого театра под управлением Самуила Самосуда исполнил Седьмую симфонию впервые.

Установили также, что Шостакович был активным читателем Куйбышевской областной библиотеки. Энтузиасты разыскали воспоминания одного из старейших ее сотрудников, Марии Рахиловой: « Ко мне как бы прикрепили композитора Шостаковича… Его обслуживали индивидуально. Подбирали литературу… Он приходил вместе со своим сыном Максимом и часто брал литературу на французском языке».

В ближайшее время на сайте библиотеки состоится онлайн-экскурсия по этой интересной выставке, и читатели смогут вместе с сотрудниками отдела искусств сделать еще множество интересных открытий. (0+)

Метки

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение

Close