В Самаре готовят премьеру по очерку Карела Чапека

На конец апреля (если обстоятельства сложатся благополучно) в актерской мастерской «Доктор Чехов» запланирована премьера — «Требуется зритель».

Спектакль поставили по мотивам очерка Карела Чапека «Как ставится пьеса». Режиссер-постановщик и автор сценической версии Олег Скивко рассказал, чем его привлек текст чешского писателя и с артистами каких театров он работает над спектаклем.

Однажды, десять лет спустя

— В этом году исполнилось 130 лет со дня рождения Карела Чапека. Поэтому я решил создать спектакль «Требуется зритель» по его очерку «Как ставится пьеса». Лет десять назад я уже делал это. Однако ставил произведение в жанре моноспектакля. В этот раз заняты три артиста, но они играют много ролей. Меня всегда привлекал такой формат.

В детстве мне запал в душу документальный фильм про Аркадия Райкина. Там он быстро пробегал за сценой, его мгновенно переодевали, и через несколько секунд артист выходил к зрителям в образе уже совсем другого персонажа. Самое поразительное, что он менялся не только внешне, но и внутренне. Это преображение меня больше всего волнует в театре. Именно оно всегда удивляет. Не каждый раз, конечно, так происходит. Как прыгуны в высоту ставят планку: могут долететь, а могут и не справиться с попыткой.

Десять лет назад мы работали над спектаклем «Как ставится пьеса» с Еленой Харитоновой. Международный институт театра предложил мне выбрать любого исполнителя и сделать постановку для их фестиваля. Елену я знал по Самарскому академическому театру драмы, еще до того, как она переехала в Москву и поступила в Малый. Конечно, ей было страшно. Одному на сцене тяжело находиться. Я две минуты на поклонах не могу стоять — у меня зажим. А тут полтора часа перед публикой в одиночку! За спектакль мы получили Гран-при фестиваля.

Сочиняем вместе с артистами

— С театром САМ «Доктор Чехов» знаком давно. Когда посмотрел их новые спектакли, возникло желание поработать с этими артистами. В «Пробке» впервые увидел Елену Боляновскую («Камерная сцена»), в «ВыбиРАЙ!» мне очень понравился Владимир Лоркин («Самарская площадь»). Еще в спектакле будет занят артист театра драмы Леонид Даценко. Главное качество актера — доверие к режиссеру. Исполнитель может сомневаться в себе, но постановщику он должен доверять.

Лоркин будет в спектакле «Требуется зритель» совсем иным. Другие два исполнителя тоже. В Самаре часто ходят в театры на какого-то определенного актера. И режиссеру интересно представить исполнителя совсем иным — в новом амплуа. Не всегда это, конечно, удается.

Мы сочиняем спектакль вместе с артистами. Их нужно увлечь, повести за собой. И тогда они будут приходить с предложениями. «А что если здесь взять не красный шарфик, а синий? Вот почему…» Несмотря на то, что все трое заняты в основных театрах, они работают над нашим проектом с большой самоотдачей. Есть люди неуспокоенные, которым всегда мало.

pixabay.com

Особый юмор

— Проза интереснее драматургии в плане постановки, поскольку дает больше возможностей. Пьеса сбита в определенную конструкцию, из которой тяжело выпрыгнуть. Из романа, например, можно выбрать какуюто одну линию. Очень люблю делать инсценировки. Переписывание текста позволяет многому научиться у автора, глубже погрузиться в повествование.

Очерк «Как ставится пьеса» нельзя назвать сильным литературным произведением, если сравнивать его с рассказами Чехова или Бунина, например. У Чапека немного корявый язык, его текст тяжело учится. Но юмор потрясающий! Совершенно особый. И рассказанная история очень любопытна.

Зрителю всегда интересна сказка. «Что там за занавесом?». Многие люди знают, чем заканчивается «Ромео и Джульетта», но они все равно идут в театр, поскольку им важно, каким языком расскажет он эту историю. Публике любопытно знать кухню — как делается спектакль. Именно в очерке Чапека тема раскрывается очень удачно.

Ответственность маленькой сцены

— Спектакли САМ «Доктор Чехов» проходят на камерных площадках. Это не то же самое, что большие залы, где тебя подсветят с нужных мест, выстроят трехэтажную декорацию и задрапируют дымом. На маленькой сцене ответственность больше. Должна на полную работать фантазия. В этом и проявляется его величество Актер. Он стелет коврик, и вокруг собираются зрители.

Оформление спектакля будет не перенасыщенным. Я предпочитаю минимализм: бутылка становится гранатой, потом — подзорной трубой. Мне интересно показать публике верхушку айсберга, а что там внутри, она домыслит сама. Театр — вещь условная. Здесь не может быть настоящей крови. Героя убивают, а потом актер встает и кланяется. Настоящее должно происходить у зрителя внутри. У Чапека сказано: «Театр вблизи груб и несовершенен. Но когда он успешно выполняет свое дело, он будит иллюзии и чувства, которые длятся до конца спектакля и подчас не покидают зрителя и за пределами театра. Грубо намалеванная кулиса становится чудесным пейзажем, жесть — золотом, пенька — бородой пророка, а карминовая краска — обольстительными устами, за право поцеловать которые бьются на сцене герои».

Поиск ответа со зрителем

— Спектакль — это живое произведение. Оно не может завораживать с первых секунд, как открылся занавес. Хорошо если встречаются минута или две, когда к горлу подкатывает комок. Может возникнуть смех. Или слезы.

Спектакль — это познание. Когда играем, то вместе со зрителями изучаем какую-то тему. Мы не можем ее знать досконально. Если постановщик и актеры знают ответы на вопросы, получится ерунда. Познать внутренний мир — это дело всей жизни. Да и ее не всегда хватает. Для этого когда-то и появился театр.

Олег Скивко


Окончил Самарскую академию культуры и искусств (курс Александра Золотухина).

В 1999 году поставил моноспектакль по Василию Шукшину «До третьих петухов» с Олегом Беловым. Работа завоевала множество премий на различных фестивалях.

Спектаклем Скивко «Сконапель истоар» по «Мертвым душам» Гоголя открылся новый самарский театр «Актерский дом». В Ярославском ТЮЗе в 2003 году создал спектакль по «Мертвым душам» и снискал репутацию «радикального минималиста», поскольку все население гоголевской поэмы воплотил в трех лицах. Там же Скивко поставил пьесу бродвейского автора Нила Саймона «Хочу сниматься в кино», в Волгоградском муниципальном театре — гоголевскую «Старосветскую любовь», в Москве — моноспектакль с Еленой Харитоновой «Как ставится пьеса» Карела Чапека, в Самарском академическом театре драмы — пьесу Андрея Иванова «Божьи одуванчики», в «СамАрте» — «Провинциальные анекдоты» по Александру Вампилову. Всего — около 50 спектаклей.

Сотрудничал с театрами нашей области (Самара, Тольятти, Сызрань), других городов России (Ульяновск, Рязань, Ярославль, Волгоград, Уфа) и за рубежом (Берлин, Штутгарт).

Фото обложки: pixabay.com

Метки

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение

Close