Как песня «Самара-городок» у стен Рейхстага прозвучала. Часть 2

29.03.2020

82

Автор: Татьяна Гриднева

Как песня «Самара-городок» у стен Рейхстага прозвучала. Часть 2

Готовясь к празднованию 75-летия Победы над фашизмом, нельзя не вспомнить о самоотверженности советских работников культуры.

Особое место среди них занимают артисты фронтовых концертных бригад, которые разделяли с красноармейцами опасности пребывания на передовой. Среди них было немало наших земляков.

Премьеры 1941 года

Не только Куйбышевская филармония регулярно отправляла своих артистов на линию фронта. В составе возглавляемых Яном Ядовым концертных бригад были и представители других творческих коллективов города. В том числе и сформированного из куйбышевских артистов областного театра оперы, балета и музкомедии. Специфика этого коллектива позволяла подготавливать отдельные номера и исполнять их в ходе филармонических концертов.

[vrezka color=»#FFFFFF» bgcolor=»#b86c5d» image=»» image_mode=»» bgfixed=»» padding_top=»» padding_bottom=»»]23 июня 1941 года Пленум ЦК профсоюза работников искусств принял «Обращение ко всем творческим работникам», в котором задачей театрального искусства объявлялось обслуживание частей действующей армии и Военно-Морского флота.[/vrezka]

Вскоре после прибытия в Куйбышев Большого театра руководство нашей труппы решило не показывать и не ставить оперные и балетные спектакли. Конкурировать с прославленными столичными солистами местные артисты не могли. И тогда в областном театре приняли решение сосредоточиться на мюзиклах. Уже в 1941 году силами куйбышевских артистов были поставлены оперетты «Взаимная любовь» и «Цыганский барон». Одним из самых успешных спектаклей того времени стала музыкальная комедия «Аршин мал-алан» Узеира Гаджибекова.

Воспоминания Эльдара Рязанова

Людям в годы войны так нужны были положительные эмоции… Благодаря музыкальной комедии обосновавшийся в «Олимпе» областной театр стал пользоваться бешеной популярностью. Об этом вспоминал и известный режиссер Эльдар Рязанов — он часть войны провел в Куйбышеве в эвакуации. Квартира, где жила его семья, находилась прямо напротив здания нынешней филармонии, в то время театра «Олимп». И мальчик не по одному разу пересмотрел там все спектакли. Эти постановки не могли не оказать влияния на развитие его таланта, воспитывая художественный вкус, любовь к музыке. Отголоски куйбышевских представлений мы находим уже в первом художественном фильме Рязанова. «Карнавальная ночь» поставлена в жанре музыкальной комедии. Режиссер рассказывал:

«Филармония была практически через дорогу, там располагался театр музкомедии. И, пользуясь тем, что он был очень близко, я раз 17 смотрел «Сильву», раз 12 — «Баядеру». И «Принцесса цирка» здесь шла. С тех пор я очень полюбил оперетту, музыкальную комедию. И думаю, что это-то и наложило отпечаток на мою дальнейшую биографию».

224 концерта под Сталинградом

Параллельно с выступлениями на сцене «Олимпа» артисты театра музкомедии формировали передвижные бригады. Они давали концерты в госпиталях, перед краснормейцами — в тылу и на фронте. Всего за время войны было сформировано 10 передвижных бригад. В их состав входили самые выдающиеся артисты: Валерская, Козлова, Ефремова, Алмазов, Бондарев, Агеева, Потапов, Мирвис. Первая фронтовая бригада куйбышевских театров отправилась в действующую армию 2 декабря 1941 года и работала до 12 января 1942- го. Среди ее участников были артист оперетты Глуздовский, артистка оперетты Светлова, артистка оперы Грибова, артистка балета Ипатова, музыканты оркестра Малецкий, Давидович, Пинкус, Дроздов, Бреенков, пианист Казанский. В июле 1942 года бригада нашей филармонии добровольно вошла в сборную творческую группу агитпоезда. За несколько месяцев артисты провели на разных участках Сталинградского фронта 224 концерта.

Как песня «Самара-городок» у стен Рейхстага прозвучала. Часть 2

01.08.1942 Юго-Западный фронт. Фронтовой театр в одной из частей Красной Армии. Сегодня на сцене – спектакль «Суворов».

[vrezka color=»#FFFFFF» bgcolor=»#b86c5d» image=»» image_mode=»» bgfixed=»» padding_top=»» padding_bottom=»»]Газета «Волжская коммуна» от 11 апреля 1943 года:

«Недавно состоялся отчет бригад работников искусств города Куйбышева, вернувшихся с фронта. Участники фронтовых бригад заслуженный артист РСФСР Маршаль, руководитель бригады Ядов и артистка Штоль рассказали о своих выступлениях на Сталинградском фронте. После докладов состоялся концерт участников фронтовых бригад. Выступали артисты В.С. Зенкевич, И.В. Ласкари, Р.М. Мирвис, Е.А. Никитина, А.П. Чарская, И.Ф. Щеглова, А.Э. Маршаль, В.А. Потапов, Я.Г. Ядов. Концерт прошел с большим успехом».[/vrezka]

7 сентября 1943 года на фронт была направлена передвижная бригада ведущих артистов оперы. Среди них — Ефремова, Алмазов, Козлова и новые участники — Сохов, Шведов, Ильиницкий, Жданов, Быховская. Бригада выступала в действующих частях Красной Армии в течение двух месяцев.

Спектакль перед боем

Казалось бы, линия фронта — не место для веселья и развлечений, но концерты были для бойцов необходимой отдушиной. Ленинградская артистка Галина Короткевич вспоминала:

«В танце есть особая магия действа, им можно рассказать все. Я в войну танцем говорила только о жизни, о любви и надежде. Знала, что после нашего концерта солдаты пойдут в бой. Они понимали, что большинство из них из этого боя живыми уже не вернутся. Но хлопали так, что до сих пор без слез не могу вспоминать те аплодисменты. Люди на смерть шли, а нас топили в овациях. Что это? Это дух русского солдата. Другого определения у меня нет».

«Обслуживание фронта концертами и спектаклями За время со 2 декабря 1941 года по август 1944 года театром было сформировано и направлено на фронт 10 бригад, в которые входили 39 человек артистов… В общей сложности бригады пробыли на фронте 580 дней. В среднем каждая бригада находилась на фронте от одного до двух с половиной месяцев». Из отчетного доклада секретаря партийной организации театра оперы, балета и музыкальной комедии о работе за 1941 — 1944 годы

 

Особую сложность представлял показ в военных условиях целых спектаклей. Куйбышевскую постановку «Аршин малалан» фронтовики увидели 56 раз. Труппа под руководством артиста Бондарева своими выступлениями вызывала восторг красноармейцев и исключительные отзывы командования. В 1944 году со спектаклем «Аршин мал-алан» передвижной театр выступал в частях 1-го Прибалтийского фронта. Также артисты дали множество отдельных концертов в воинских частях.

Продолжение следует.

Как песня «Самара-городок» у стен Рейхстага прозвучала

Читайте также:

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 2

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 1

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации