Культура

В Самарской областной библиотеке открылась выставка памятников древнерусской литературы

Совсем недавно на канале «Культура» закончился показ многосерийного фильма «Раскол» режиссера Николая Досталя. 

Картина оставила у зрителей желание поточнее разобраться с причинами этого явления, а также узнать больше о главных инициаторах событий, разделивших народ и приведших к трагедии, отзвуки которой мы ощущаем и в настоящее время. Две фигуры — патриарх Никон и протопоп Аввакум. В памяти россиян запечатлен образ последнего — несгибаемого поборника старой веры, погибающего в горящем срубе с воздетым к небу двуперстным знамением. За что погибли в огне он и его сподвижники? Кто такие староверы? И существуют ли они в наше время?

Ответы на эти вопросы можно получить во время видеоэкскурсии по развернутой в стенах Самарской областной универсальной научной библиотеки экспозиции памятников древнерусской литературы. Комплексная выставка «Протопоп Аввакум в культурной памяти русского народа» посвящена 400-летию со дня рождения выдающегося религиозного деятеля XVII века.

В экспозиции представлены интереснейшие издания. «Протопоп Аввакум. Его жизнь и деятельность. Биографический очерк» Венедикта Мякотина (1906 год), третий том «Летописи русской литературы и древности» (1859-1863 годы), написанные крюковыми нотами песнопения «Трезвоны», а также «Праздничная минея» 1650 года. Можно увидеть в отдельной витрине и популярное произведение XVII века «Василий Великий. Книга о постничестве». Издание поступило в библиотеку во время расформирования Самарского университета в 1920-е годы.

Здесь же и древние, в том числе рукописные, издания, предоставленные самарской староверческой общиной. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» — уникальный памятник русской литературы XVII века, обладающий незаурядными художественными достоинствами.

Лучше понять мотивы, которыми были движимы сторонники старой веры, поможет лекция председателя старообрядческой общины Павла Половинкина. Она уже выложена в общий доступ в YouTube. Если современные богословы считают расхождения между Никоном и Аввакумом формальными, то для членов староверческих общин до сих пор реформа церкви, которая проводилась при царе Алексее Романове, равна диверсии, направленной на разрушение основ государства и попрание решений священного Стоглавого собора. Все эти тонкости популярно объясняет автор. Он рассказывает о крюковой нотной грамоте и даже исполняет древние христианские псалмы, которые записывались с помощью этих диковинных знаков. Половинкин описывает, как во времена гонений раскольники бежали на окраины России, в том числе в Поволжье и на Урал. Таким образом и в Самаре образовалась собственная старообрядческая община.

Чтобы увидеть видеозапись экскурсии, следите за объявлениями на странице СОУНБ во «ВКонтакте».

Я благодарен библиотеке за то, что она проявила интерес к замечательной личности — протопопу Аввакуму. Он был рядовым священником. Как такового движения старообрядцев тогда еще не существовало. Скорее он выражал протест народа, был неустанным борцом за справедливость. Зачастую противоречия между протопопом Аввакумом и патриархом Никоном рассматривают как конфликт между двумя людьми, но это неверно. Это борьба за веру отцов, за учение и символы, за догматику. Павел Половинкин, председатель старообрядческой общины древлеправославной поморской церкви города Самары

 

Метки

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение