В галерее «Виктория» открылась выставка «Сад утопий»

22.03.2020

Loading

Автор: Татьяна Гриднева

Фотограф: Владимир Пермяков

В галерее «Виктория» открылась выставка «Сад утопий»

В экспозиции представлены архитектурные проекты и художественные произведения, посвященные образу города будущего.

На вернисаже присутствовало менее полусотни человек — согласно новым требованиям, призванным не допустить распространение инфекции. Однако все желающие могли прослушать пояснения куратора Сергея Баландина и рассмотреть экспонаты в ходе онлайн-трансляции, которая шла в одной из соцсетей.

Эта выставка посвящена полету фантазии и утопии как средствам творческого мышления. Организаторы исследуют мир художников разных эпох и стран, вычленяя между ними общее и подчеркивая их индивидуальность.

Интересно, что на создание проекта самарцев подтолкнуло здание Фабрики-кухни, построенное в Самаре в начале 30-х годов по проекту архитектора Екатерины Максимовой. Напомним, конструкция имеет форму перекрещенных серпа и молота. Архитектор сумела наполнить коммунистические символы практическим содержанием. Максимова нашла способ идеально организовать внутри пространство общепита, а также распределить потоки посетителей. По конвейеру еда проходила из молота (кухни) в серп (застекленную столовую). Интересно и то, что форму здания можно было «прочитать» только с воздуха.

[box type=»info» align=»» class=»» width=»»]Экспонаты для выставки предоставлены Государственным музеем архитектуры имени А.В. Щусева, Московским музеем современного искусства, Самарским областным художественным музеем, FRAC Poitou-Charentes, фондом V-A-C, Центральным государственным архивом Самарской области и самими художниками.[/box]

Фабрика-кухня в контексте эпохи

Для кого работала Максимова? Чтобы это понять, нужно вспомнить еще одного архитектора-фантазера той эпохи — Георгия Крутикова. Он создавал проекты надземных городов, в которых жилища людей соединены в подвешенные над землей соты и сетки. С помощью компьютерных технологий его проекты визуализировал для выставки самарец Сергей Сапрыкин.

Стоит вспомнить и еще одного мечтателя — революционера в искусстве и технике — Владимира Татлина, который создал безмоторный самолет «летатлин». По его мнению, такой вид транспорта должен был стать доступен каждому. Так что самарское творение Максимовой можно расценить как послание в будущее.

Интересно, что на выставке недалеко от чертежа фабрики-кухни расположена витрина с белым чайным сервизом, изготовленным по рисункам Казимира Малевича. Его минималистические получашки и похожий на бронепоезд чайник очень органично смотрелись бы на столах посетителей советской столовой.

С идеей отобразить в форме здания его содержание выступал французский архитектор XVIII века Клод-Николя Леду. Он был мастером классицизма, предвосхитившим многие принципы модернизма. Его часто называли «проклятым архитектором», так как большинство его произведений было разрушено или вообще не получило воплощения в реальности. Среди них проект Дома терпимости, который сверху напоминал бы мужской детородный орган. Студенты Самарского технического университета воссоздали для выставки макет этого здания, в свое время наделавший много шума в кругах парижского общества.

Экономичность и эргономичность

В домах будущего должны были находиться особенные квартиры. Им посвятил свои произведения Уильям Хит Робинсон. Его книги можно полистать на выставке. Особое место он уделял экономии пространства. В некоторых его проектах изголовье кровати находится в одной крошечной квартирке, а вторая половина — в другой: ноги спящего человека высовываются изпод стола соседа.

Поклонник малых форм и аскетизма израильтянин Абсалон записал несколько видео, которые демонстрируют на экранах в залах «Виктории». На них он показывает, как можно жить в крошечном абсолютно белом домике, купаться в маленькой ванне в форме куба и так далее. Пародией на его не очень-то удобный для человека быт кажется увеличенная во много раз упаковка сотового телефона. Этот арт-объект выполнила художница Ирина Корина.

Самарский архитектор Александр Филимонов обращается в прошлое. Он изучает, как объект современного искусства может изменить интерьер советской хрущевки. Эффект просто поразительный! От этого вызывающего добрую усмешку видеоряда невозможно отвести глаз.

[masterslider id=»90″]

«Бесконечная колонна»

И, конечно, в фантастическом городе должен быть особенный сад. Для него кураторы выставки предлагают использовать знаменитую «Бесконечную колонну» Константина Бранкузи. В 1934 году этот скульптор получил от румынских властей заказ на создание памятника павшим в Первой мировой войне. При изготовлении монумента он использовал народный мотив — резную балку, состоящую из образующих объем трапеций. Ее применяли для укрепления крыши в крестьянских домах. Уходящий ввысь огромный памятник символизирует восхождение душ погибших солдат на небо. В миниатюре воспроизвести из дуба этот символ Мирового древа взялись ученики Вальдорфской школы. И у них неплохо получилось. А самарчанка Алиса Николаева обустроила рядом с «древом» небольшой фонтан, изготовленный из всего, что можно купить в любом хозяйственном магазине — стальных трубок, облицовочных кирпичей, профнастила. Она призывает: не бойтесь фантазировать и создавать собственный мир в своем городе, в своей квартире, в своем саду.

Выставка продлится до 16 мая. (16+)


Сергей Баландин, куратор выставки «Сад утопий»:

— В экспозиции представлены архитектурные проекты и художественные произведения, посвященные образам идеального дома, городской среды, а также месту мифа в нашей повседневности. Фантазия каждого художника по-своему интерпретирует жилое пространство.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации