В театре «Мастерская» поставили современную пьесу «Гибнет хор»

17.03.2020

451

Автор: Маргарита Петрова

В театре «Мастерская» поставили современную пьесу «Гибнет хор»

Он едет на поезде. Куда? Неважно. Россия большая. Или СССР? Или Русь?

Время действия станет понятно позже. У него есть все атрибуты военного врача, доведенного до крайней черты своим ремеслом. Бутыли со спиртом, навязчивые призраки умерших пациентов, бессонница, атеизм и цинизм.

Постепенно мы узнаем (если не потрудились перед началом купить программку), что проклятье главного героя носит название Мировая война. Мы именуем ее — Первая. Он о ее порядковом номере не догадывается.

Спектакль «Гибнет хор» с подзаголовком «Неоптимистическая трагедия: от I до III Мировой…» стал первой частью трилогии театра «Мастерская», посвященной 75-й годовщине Победы.

— К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне мы хотим сделать сценический триптих, — рассказала художественный руководитель театра Ирина Сидоренко. — Первой его частью станет «Гибнет хор». Второй — «Молодая гвардия» режиссера Ирины Кондрашовой. Александр Мальцев поставит «Двое в темноте» по пьесе Михаила Бартенева о Чечне. Так мы сможем поговорить со зрителем о самых разных перипетиях войны в ХХ веке.

Главный герой Михаил в исполнении Сергея Михалкина, офтальмолог по образованию, горько усмехается своим воспоминаниям: «Смешно звучит здесь «катаракта». Здесь он пилит ноги и руки. И крики раненых оседают у него в голове «как накипь на чайнике».

Он не ропщет и не молится. Потому что война отняла у него и веру, и надежду. Любовь пока остается: письмо от жены — единственное святое, что у него осталось. И еще воспоминания. О нормальной жизни. В которой были лекции, кабинет и письменный стол с солнечным пятном.

В театре «Мастерская» поставили современную пьесу «Гибнет хор»

Не имея возможности забыться сном (бессонница бесконечно терзает его уставшее тело), он пытается затуманить сознание спиртом. Находясь все время в пьяном состоянии (актер в премьерном спектакле слишком обильно лил в свой образ эту «нетрезвую» краску), Михаил почти весь спектакль беседует со своим навязчивым кошмаром — убитым им человеком (Владимир Мухтаров). Кроме того, вокруг порхают люди в белых одеждах — так называемые «герои былых времен». Ближе к концу появляется второй живой человек — медсестра Софи (Валентина Шевырева). Теперь все отвратительные истории, звучащие на сцене, нацелены на то, чтобы запугать до полусмерти девушку, отправившуюся на поезде с ранеными прямиком в мясорубку.

Разрываемый внутренними демонами Михаил, находясь в полубессознательном состоянии, пытается противостоять своим животным инстинктам. Несмотря на приобретенный цинизм, его сердце обливается кровью при мысли о дальнейшей судьбе девушки: «Ты не должна кормить войну своим телом. Если все перестанут воевать, она без корма сдохнет».

Молодой драматург Ася Волошина известна самарскому зрителю благодаря сценической версии пьесы «Гамлет», а также пьесам «Девочка со спичками» (по мотивам сказки Ханса Кристиана Андерсена) и «Анна Франк». Режиссер Ольга Парфенова почти дословно переносит на сцену сложносплетенный, метафорический текст пьесы «Гибнет хор».

Все элементы постановки работают на создание действия между сном и реальностью, между нашим и потусторонним миром, между низменно бытовым и возвышенно поэтическим. Все переходит одно в другое и взаимно превращается. И верстовые столбы в конце спектакля обратятся в надгробные кресты. Потому что «в настоящей трагедии гибнет не герой — гибнет хор».


Ольга Парфенова, режиссер-постановщик спектакля «Гибнет хор»:

— Перед началом работы я предложила художественному руководителю «Мастерской» несколько пьес, была выбрана «Гибнет хор». Не все театры готовы работать с современной драматургией, с авторами, не известными широкому зрителю. Но «Мастерская» — молодежный театр, и им близка эта направленность.

Мне очень легко было работать с этими ребятами. Они недавно окончили институт, я преподаю. Получилось, что мы говорим на одном языке. У них сохранился дух студенчества — работоспособность, отдача, фантазия. Сначала мы прошли всю историю этюдным методом от начала до конца, чтобы понимать, про что она. Определили, где нам необходима пластика. И на этом этапе подключился хореограф.

Спектакль не о войне, а о ее последствиях. Слова «Неоптимистическая трагедия: от I до III Мировой…», которые стоят под его названием, свидетельствуют о том, что мы не хотим, чтобы следующая мировая наступила. На долю каждого поколения выпадает какая-то война: большая, маленькая. Для солдата, она, конечно, никогда не бывает маленькая — это всегда потери. Фраза, которую Волошина использует в пьесе: «В настоящей трагедии гибнет не герой, гибнет хор» — из нобелевской речи Иосифа Бродского. Это эмоциональный призыв.

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации