Как в Самаре готовят судоводителей и механиков

09.03.2020

1035

Автор: Ева Скатина

Как в Самаре готовят судоводителей и механиков

В Самарском речном техникуме учатся потомственные специалисты флота.

Учебное заведение с богатыми традициями

Речной техникум работает в нашем городе с 1936 года. В нем готовят высококлассных специалистов среднего звена. Его выпускников можно встретить во всех концах света, они работают на отечественных и иностранных судах, ходят по Волге и Лене, Балтийскому и Черному морям, Индийскому и Атлантическому океанам. В прошлом году на базе техникума был создан филиал Волжского государственного университета водного транспорта.

Сейчас обучение ведется по специальностям «судовождение», «судовой механик», «судовой электрик» и «управление на транспорте». Ребята поступают после 9-го (очная форма обучения) и 11-го классов (очно-заочная). Будущие речники обязательно проходят дополнительные курсы — «Безопасность жизни и спасение на воде», флотоведение, курсы мотористов и матросов. Сертификаты об их окончании дают право работать на крупнотоннажных судах.

Профессия речника пользуется определенной популярностью у молодежи.

— Еще недавно на первый курс ежегодно поступали по 100 ребят, а в 2019-м году мы приняли 170 человек, — рассказали в учебной части филиала. — Всего сейчас у нас учатся 577 молодых людей.

Флот ищет кадры

Со второго курса ребята начинают изучать спецдисциплины. Их ведут преподаватели, которые в  прошлом были связаны с  флотом. Среди общеобразовательных предметов — высшая математика, физика, история, философия и иностранный язык. У филиала также есть своя водноспортивная лаборатория в  Волгаре — на Сухой Самарке. Там занимаются физкультурой, катаются на  ялах, устраивают тренировки по самоспасению и спасению людей на воде.

— На какое судно учащиеся попадут, зависит от их учебного рейтинга, — объяснила начальник отделения среднего профессионального отделения Марина Иванова. — Как правило, ребят из семей речников сразу разбирают. В судоходствах знают: такие студенты хорошо учатся, они мотивированы, так как будущую жизнь четко связывают с флотом.

Впрочем, династий осталось немного. По словам преподавателей филиала, раньше каждый второй учащийся в речном техникуме был из флотской семьи. Сегодня таких ребят не больше 20.

Как в Самаре готовят судоводителей и механиков

Корни в воде

Из потомственных речников — учащиеся третьего курса Александр Советников и Данила Королев. Первый осваивает специальность «судовождение», планирует продолжить учебу в вузе. Второй — будущий судомеханик. Оба рассчитывают, что будут «ходить в моря» и прилично зарабатывать.

— По моей специальности выпускают капитанов-механиков с правом судовождения, — рассказал Александр. — Для подготовки высокопрофессиональных специалистов нас совместили с судо- и электромеханиками. Мы также изучаем основы судовождения на море.

Александр — представитель третьего поколения речников. Его дед, бабушка, отец, дядя работали на реке. Отец сегодня ходит по морям и океанам. Он старший механик на газовозе британской судоходной компании Eastern Pacific Shipping.

— Хочу пойти по его стопам, — рассказал Советников-младший. — Чтобы попасть на иностранное судно, штудирую английский язык.

«Речные» корни Королева уходят глубоко в историю. По семейным преданиям, один из его предков служил на флоте еще при Петре Первом.

— Мне нравится моя будущая профессия — судомеханик, — сказал парень. — Хотя в детстве хотел стать капитаном. Когда дед и отец брали с собой на работу, я убегал из машинного отделения, где было жарко и шумно, в капитанскую рубку.

Данила очень гордится своими корнями. Его прадед Александр Куклев окончил в 1930-х годах московский речной техникум, воевал, в мирное время руководил Рыбинским, Каунасским и Ждановским судоремонтными заводами. Дед Владимир Куклев был шкипером нефтеналивной баржи на «Волготанкере». Дед по королевской линии — выпускник куйбышевского речного техникума, 30 лет проработал на обстановочных судах типа «Ярославец». Бабушка служила в юности матросом на катерах, после окончания финансово-экономического техникума работала снабженцем в том же «Волготанкере». Отец — тоже выпускник нашего речного техникума. Сейчас он работает в судоходной компании «БашВолготанкер».

Как в Самаре готовят судоводителей и механиков

Ценз практиканта

Первая учебная практика длится три месяца. Александру и Даниле повезло — их распределили в крупную самарскую судоходную компанию «Прайм шиппинг», специализирующуюся на перевозках нефтепродуктов.

— За это время мы набрали ценз — отработку — практиканта, — объяснили ребята. — В дальнейшем это поможет устроиться на более квалифицированную судовую работу.

Данила рассказал, как проходил практику на танкере «Дорида». Они ходили от Саратова до Керченского пролива на Азовское море. Из Черного моря ушли на Каспий. В порту города Туркменбаши (Туркмения) простояли месяц на жаре, были все это время без связи.

— На судне работал палубным матросом — шлюзовал судно, мыл палубу, занимался покраской и починкой, еще в машинном отделении помогал, — перечислил парень. — Условия на судне были спартанские. За вахту очень уставал, но со временем привык и втянулся. Там, на судне, я понял, что такое настоящая флотская работа.

Пока Данила путешествовал по Каспию, ребята из его группы ходили вверх по Волге в Балтийское море — Эстонию и даже Данию.

С началом нового учебного года практиканты вернулись за парты. Но уже в марте у них началась настоящая производственная практика, которая продлится девять месяцев.

— Вернемся домой в декабре, под самый Новый год, — рассказали ребята. — И сразу уйдем на сессию, на защиту диплома.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации