Воспоминания Татьяны Карповой о царском времени, революции и Великой Отечественной войне. Часть 4

09.03.2020

33

Автор: Татьяна Гриднева

Воспоминания Татьяны Карповой о царском времени, революции и Великой Отечественной войне. Часть 4

Дочь педагога Самарского реального училища о времени и о себе.

Родственники коренной самарчанки Татьяны Константиновны Карповой передали нам ее воспоминания о трех эпохах, современницей которых она была, — о царском времени, революции и Великой Отечественной войне.

Через эмоциональный рассказ главной героини мы можем проследить, как менялась Самара, и ощутить, что пришлось пережить обычной семье интеллигентов. А это были в том числе голод, войны, болезни. Но несмотря ни на что, автор записок называет свою жизнь счастливой. Попробуем восстановить, следуя словам очевидицы, картинки из жизни прежних поколений наших земляков.


Воспоминания Татьяны Карповой о царском времени, революции и Великой Отечественной войне. Часть 3


Наступили 30-е годы. Это было самое счастливое время в жизни сестер Карповых. Девочки учились, влюблялись, одна за другой выходили замуж. Ирина всегда была готова прийти на помощь младшим Тасе и Леке, подсказать, как вести себя с парнями, помочь в учебе. Сама она имела только отличные оценки, входила в состав ансамбля «Синяя блуза», задачей которого было высмеивать недостатки прошлого и вести агитацию за новый строй. Ирина поступила в индустриальный институт и на втором курсе познакомилась с Яковом Певзнером. Он стал ее мужем. Когда Певзнера направили в академию бронетанковых войск, молодая супруга последовала за ним в Москву. В будущем он как военный сыграет значительную роль в ходе Великой Отечественной войны. А Ирина окажется в эпицентре боевых действий.

[box type=»info» align=»» class=»» width=»»]Яков Иосифович Певзнер, Полковник

Родился в 1910 году в деревне Белыничи Могилевской губернии.
В Красной Армии с 1932 года.
В 1939-м окончил Военную академию механизации и моторизации.
С 1941 по 1943-й занимал должность заместителя начальника 3-го отдела 2-го управления ГРУ.
Впоследствии до конца войны был заместителем начальника по агентурной и диверсионной работе разведывательного отдела штаба Южного и 4-го Украинского фронтов. Удостоен трех орденов Красного Знамени, ордена Отечественной войны I степени, ордена Красной Звезды и множества медалей. [/box]

На переднем крае

Июнь 1941-го. Одним из первых сданных врагу городов стал Львов. Доходили вести, что там кроме фашистов зверствуют еще и националисты — оуновцы. А ведь именно в этом городе жила семья Якова Певзнера. Никто из самарских родственников не знал, что случилось с Ириной и ее детьми — семилетним Игорем и двухлетней Ксаночкой. Самым страшным было то, что 22 июня, в день начала войны, женщина была во Львове одна, без мужа: Якова отправили в командировку в Москву.

Удалось ли семье спастись во время бомбардировки города? Об этом можно было только гадать.

Воспоминания Татьяны Карповой о царском времени, революции и Великой Отечественной войне. Часть 4

Вернемся к запискам Татьяны Карповой и представим себе такую картину.

Дождливым летним вечером 1941 года в дверь дома на улице Самарской позвонили. Собравшиеся в гостиной члены семьи вздрогнули: кто это может быть? С началом войны все родственники старались почаще бывать вместе. В этот вечер, как раньше, в счастливые мирные времена, они сидели за большим круглым столом. Обсуждали невеселые вести с фронта. У каждого в душе была огромная тревога. Ушла уверенность первых дней в том, что Красная Армия даст молниеносный отпор врагу. Стало ясно, что фашисты быстро продвигаются вглубь страны.

И вот этот поздний звонок. Константин Яковлевич спустился вниз по деревянной лестнице, спросил: кто? И в ответ ему раздался тихий голос: «Папа, это Ира». Распахнув рывком дверь, он увидел на пороге шатающуюся от усталости дочь с ребенком на руках. Рядом стоял закутанный в промокшее тряпье семилетний внук. Радости не было предела: Ирине вместе с детьми удалось вырваться из ада.

Накормив и уложив малышей, сестры обступили Ирину с расспросами.

Война во Львов пришла 22 июня 1941 года на рассвете, рассказывала жена красного командира. Примерно в пять утра на город упали первые бомбы. Сначала никто ничего не понял, затем началась паника. Налеты на Львов продолжались несколько дней. При этом фашисты не встречали почти никакого отпора: наша истребительная авиация понесла большие потери в первый же час войны. Уже 22 июня в предместьях Львова начались интенсивные бои между красноармейцами и вышедшими из лесов оуновцами, а также заброшенными за линию фронта диверсантами. Через восемь дней наши войска уже покидали город. Ирина Певзнер, схватив детей и взяв только самое необходимое, с одной из последних машин успела эвакуироваться.

Обстановка в самом Львове в первые дни войны сложилась крайне напряженная. Противник почти круглосуточно бомбил город, число жертв среди населения росло с каждым днем. Среди военнослужащих были, правда немногочисленные, жертвы также и от выстрелов из-за угла: активизировалась «пятая колонна» из числа местных шовинистических групп, а также из просочившихся в город немецких диверсантов. Из воспоминаний Н.А. Антипенко, на 22.06.1941 заместителя командующего Львовского пограничного округа

 

Трудная дорога домой

Их довезли до железной дороги. Там Ирине вместе с детьми удалось взобраться на открытую платформу состава, идущего на восток. Пути постоянно обстреливали. Ирина рассказала, что шедший перед ними эшелон полностью разбомбили. К счастью, их поезд доехал до Куйбышева без потерь. Можно только представить, сколько пришлось пережить в дороге матери и детям. И вот наконец Ирина увидела предместья родного города. Однако на переполненном куйбышевском вокзале состав из Львова не приняли. Он прошел город без остановки. Ирина была в отчаянии. И когда поезд притормозил у станции Безымянка, молодая женщина с детьми соскочила с платформы и отправилась пешком по шпалам в сторону центра. Как она преодолела последние километры, Ирина не помнила. Сестры удивлялись, как этот трудный путь осилил маленький Игорь. Удивительно выносливым оказался, весь в отца. А Яков Певзнер, встретивший войну в должности начальника Львовского оперативного пункта РУ Генштаба Красной Армии, во время военных действий занимал руководящие должности в разведывательном управлении штаба Южного и 4-го Украинского фронтов. Он был удостоен множества наград. После победы нашел в Куйбышеве свою семью. Ирина и Яков дожили вместе до глубокой старости и были счастливы. А как же иначе? Ведь Карповым известен секрет семейного благополучия.

Окончание следует

Читайте также:

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 4 

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 3 

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 2

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации