В Самаре обсудили методы работы с детьми с особенностями развития

07.03.2020

89

Автор: Светлана Келасьева

В Самаре обсудили методы работы с детьми с особенностями развития

В губернской думе прошла научно-практическая конференция.

Она называлась «Междисциплинарный подход к работе с детьми с особенностями развития и их семьями».

Ее организаторами выступили центр детской нейропсихологии «Счастливые детки» и Самарское балинтовское общество. Такая конференция проводится четвертый год подряд. На нее приглашают профильных специалистов, заинтересованных в совместной работе.

Держаться вместе

Основная цель конференции — создать платформу, на которой специалисты разных направленностей — педагоги, психологи, медики, социальные работники, представители научного сообщества — могли бы обмениваться опытом. По словам заместителя директора центра «Счастливые детки», психолога, нейропсихолога Светланы Кирилловой, это поможет выстраивать эффективный путь коррекционно-развивающего маршрута для детей с особенностями развития. Также большое внимание уделяют сопровождению семей, воспитывающих таких детей.

Кандидат психологических наук, директор «Счастливых деток» Тамара Фирсова отметила, что конференция рассчитана как на специалистов, так и на родителей детей с особенностями развития.

— Наша главная цель — комплексный, бригадный подход, — отметила она. — Чтобы врачи, психологи, логопеды, педагоги и родители действовали не порознь, а выстраивали совместную работу. Как показывает практика, такое взаимодействие дает более ощутимые результаты.

На конференции прозвучали доклады по основным вопросам междисциплинарного взаимодействия. Затем участники разошлись по секциям. Психологи, логопеды, неврологи и педагоги продолжили беседу о коррекционно-развивающем направлении, поговорили о классических приемах и инновациях. Родителей пригласили поучаствовать в секции «Семейные истории». Ее работу выстроили по принципу круглого стола, участники которого рассказывали, как они переживают непростые ситуации и где находят ресурсы для помощи себе и близким.

Ресурсы для родителей

Председатель городской общественной организации детей-инвалидов, инвалидов с детства «Парус надежды» Ирина Кириллова рассказала о проекте «Просветшкола», созданном для родителей особенных детей.

— Родители зачастую находятся в информационном вакууме, не знают об услугах, профильных учреждениях, не разбираются в законодательных моментах, — рассказывает Ирина Кириллова. — У нас есть реабилитационные центры и комплексные центры социального обслуживания, специализированные детские сады. Но порой специалисты работают обособленно, даже оказывая помощь одному и тому же ребенку. Логопед занимается коррекцией развития, врач лечит, но системной комплексной помощи нет.

Для решения этих проблем в 2006 году родители детей с особенностями здоровья создали проект «Просветшкола». На 10 занятиях — по разу в неделю — слушатели получают психологическую, правовую, информационную помощь. По окончании курса этих занятий меняется отношение к себе, своему ребенку, миру, окружению. Разобравшись в правовых вопросах, родители точно знают, какие льготы на законодательном уровне им должны предоставить, как выстроить диалог с чиновниками, добиться того, что положено по закону. Семьи находят единомышленников, расширяют социальные контакты. Нередко родители объединяются в общественные организации, становятся волонтерами.

В прошлом году «Просветшкола» заручилась поддержкой Фонда президентских грантов и получила возможность организовывать выездные дискуссионные площадки.

— Выезжая в другие населенные пункты Самарской области, мы прежде всего рассказываем об активности родителей, — говорит Кириллова. — В нашем городе возникают театральные коллективы, спортивные клубы для детей-инвалидов. Зачастую их организаторами становятся выпускники «Просветшколы». После курса обучения родители получают тот багаж знаний, которые помогают изменить ситуацию, найти свой ресурс, чтобы быть полезными не только собственному ребенку, но и другим семьям, в которых воспитываются такие дети. Это уже не те родители, которые постоянно просят о помощи. Они сами способны оказать ее.

В Самаре обсудили методы работы с детьми с особенностями развития

Особенности вместо правил

Доктор психологических наук Константин Лисецкий предложил поискать ответ на вопрос «Кто и как должен приспосабливаться?». Он отметил, что количество детей, у которых диагностировали аутизм или расстройство аутистического спектра, за последние 30 лет выросло в 50 раз. Общество старается найти не столько причину явления, сколько виноватых в нем. Первым в этом списке называют институт семьи, значительно изменившийся в последнее время. Еще одна причина — всеобъемлющая неопределенность. Мир стал сложным, постоянно меняющимся. Дети с тонкой душевной организацией в таких условиях становятся тревожными, испытывают страх и в целом плохо справляются с ситуацией. Нарушения в первую очередь происходят в эмоциональной сфере. В связи с этим появился даже термин «эмоциональная искалеченность».

Лисецкий напомнил не академическое, но вполне понятное определение психики: это внутренний мир человека. Живя в двух мирах — внутреннем и внешнем, человек старается согласовать их между собой. Если согласие достигнуто, человек радуется, нет — страдает. Дети с особенностями обречены на трудности этого согласования. А тому, как находить баланс, их должны научить, конечно, взрослые. —

Занимаясь социализацией таких детей, опираться нужно не на правила общества, а на особенности каждого ребенка, тогда процесс социализации будет эффективнее, — считает Лисецкий.

Он напомнил о двух подходах, которые есть в неврологии, — аналитическом и холистическом. Сейчас преобладает второй, в основе которого лежит идея о целостном изучении личности как системы, каждый элемент которой находится во взаимосвязи и взаимозависимости друг с другом. При таком подходе образ становится более емкой единицей, он включает в себя эмоциональный фон. Но с ним ребенку нужно научиться обращаться, не отвечая на правила и требования.

— Болезнь создает особое пространство, — продолжает Лисецкий. — Пока мы пытаемся приспособить ребенка под правила, это обречено на наши возражения и детские страдания. Если же мы тоже будем приспосабливаться, причем и индивидуально, и всем обществом, если поймем, что мы разные, эффективность будет гораздо выше. Существует два способа отношений с таким явлением как эмоциональная искалеченность. Мы либо отчуждаемся, поскольку нас это не касается. Либо примиряемся, что достаточно сложно, но именно так делают первый шаг к взаимности.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации