В «СамАрте» показали спектакль «Иванов»

Иванов на сцене не появляется. Он там присутствует сразу. Здесь же мается от безделья его дядя — граф Шабельский. И лежит на кровати жена.

Этот неуютный и муторный мир — навязчивый кошмар главного героя. Сложно сказать, что первично. Давит ли бытие на уставшее сознание, или окружающая обстановка сужается до раздражающего бесконечного дежавю лишь в его голове.

Премьеру Анатолия Праудина «Иванов» в Самаре ждали пять лет. Постановщик спектаклей «СамАрта» «Таланты и поклонники», «Фальшивый купон», «Привет, Рэй!», «Чайка», «Гамлет», «Одиссея» приучил зрителей к интересному и сложному разговору на основе русской и зарубежной классики.

Иванов в исполнении Дмитрия Добрякова может спокойно затеряться на современных городских улицах. Совершенно обыкновенный, «постный» человек невысокого роста в очках. Сверху на свитере у него повязан шарф. Зачем? Последняя дань былой интеллигентности. Сними с него шарф — останется заурядный субъект в свитере и очках. Продолжай «очищать» дальше — увидишь человеческий остов, попросту говоря, скелет. Этот белоснежный наглядный анатомический материал — одно из немногих светлых пятен на сцене, представляющей собой мрачную коричневую арену из поднимающихся ввысь полукругом ящиков (гробов?). Таково творение художника из Санкт-Петербурга Алексея Порай-Кошицы.

На сцене также постоянно присутствует смертное ложе — кровать Анны Петровны. Умирающая жена главного героя в исполнении Вероники Львовой обладает противно высоким голосом, особенно когда разговаривает с мужем. Или это он ее так слышит в силу непереносимого раздражения, которое она у него вызывает? Сам Иванов говорит всегда словно с вопросительной интонацией. «Чего вы от меня хотите?» — как бы спрашивает он и у надоедливого дяди (Юрий Долгих), и у невыносимо прямолинейного доктора (Павел Маркелов), и у жуликоватого управляющего (Алексей Меженный), и у молодой невесты (Анна Тулаева).

Почти тезка героя — дядя Ваня — в одной из последующих чеховских пьес будет обвинять окружающих в том, что ему не довелось стать Шопенгауэром или Достоевским. Иванов не винит никого, грустно констатируя: «Надорвался». Выходит, чем больше на себя взвалить, тем выше опасность переломить хребет?

Не такие ли опасения тяготили Антона Павловича, когда он в 27 лет писал «Иванова»? В спектакле постоянным рефреном звучит цитата из предпоследней чеховской пьесы «Три сестры»: «Отчего мы, едва начавши жить, становимся скучны, серы, неинтересны, ленивы, равнодушны, бесполезны, несчастны…». Можно потерять желание и силы двигаться вперед в любом возрасте. А можно и всю жизнь прожить без интереса к происходящему вокруг. Как, например, большинство персонажей в «Иванове».

— Для работы над постановкой мы выехали с артистами в Ширяево. В экспедиции люди входят в правильные, живые отношения, узнают изнутри среду. Атмосфера уточняется необыкновенно. Мы делали живые импровизации. О чем эта пьеса? О человеке, о том, что с ним происходит, о духовном крахе. Надо понять, где закралась ошибка, почему все мы, не достигнув столетнего возраста, еще в молодом состоянии превращаемся в мертвых. Мы умираем раньше биологической смерти. Это совершенно очевидно, нравится нам это или не нравится. Анатолий Праудин, режиссер-постановщик спектакля «Иванов»:

 

Исключительность героя, с одной стороны, постоянно подчеркивается пошлостью окружающего общества, а с другой — вновь и вновь перечеркивается. Павел Лебедев (Сергей Захаров) зовет своего друга не ИвАнов, а ИванОв. В России носить фамилию ИванОв — это словно не иметь ее вовсе. Фразы главного героя периодически яростно декламирует другой максимально заурядный персонаж — акцизный Дмитрий Косых в исполнении Алексея Елхимова.

Несмотря на бытовую достоверность главного героя, в спектакле много «игры в театр». Важные реплики все персонажи произносят в микрофон (учитывая изъяны акустики на новой сцене «СамАрта», этот прием кажется не только эффектным, но и функциональным). Маркелов иногда «сбивается» с роли доктора Львова и начинает декламировать монолог Гамлета, роль которого он сыграл в одноименном спектакле Праудина.

— До определенного времени это был человек, который фонтанировал идеями, за все брался, ему все хотелось. Вдруг в какой-то момент пропало желание, и он не может ничего сделать. Спрашивает: что со мной, почему так происходит? Трагедия ведь — ты живешь, живешь, и тебе перестает хотеться работать, тебя не интересует семья. Это очень физически тяжелый спектакль. Все они (актеры) нервы потрепали мне еще в Ширяево. Отношения, которые сейчас у нас на сцене, мы пережили по-настоящему. Дмитрий Добряков, актер театра «СамАрт», исполнитель роли Иванова:

Сложносочиненный, долгий и размеренный «Иванов» после просмотра оставляет ощущение опустошенности, но запускает внутри механизм размышлений. Заданными вопросами он попадает в больное, и здесь уже каждый зритель волен решать — очиститься или отречься. Поразмыслить о кризисе среднего возраста и внутреннем умирании или объявить спектакль нудным и неактуальным.

Метки

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение

Close