В театре оперы и балета представили Carmina Burana

На прошлой неделе Самарский академический театр оперы и балета представил премьеру сценической кантаты немецкого композитора Карла Орфа Carmina Burana.

Это произведение сложного сплетения. Начало ему было положено в XI — XIII веках. Именно в этот период создана рукопись, содержащая более 250 стихотворений (в основном на латыни). Ее обнаружили в Бойернском бенедиктинском монастыре в 1803 году. Почти все вирши рассказывают о радостях и горестях земной жизни, в которой есть место и плотской любви, и выпивке, и азартным играм.

В 1934 году исследователь старинной европейской музыки и знаток латинской поэзии Орф отобрал 23 стихотворения и выстроил их в замкнутый цикл, посвященный самой мощной и таинственной силе, управляющей жизнью человека, — силе судьбы.

Дирижер-постановщик, хормейстер-постановщик — главный хормейстер Самарского академического театра оперы и балета Максим Пожидаев; режиссер-постановщик — Марина Шапкина;художник-постановщик — главный художник Самарского академического театра оперы и балета Елена Соловьева;художник по свету — Эмиль Авраменко; видеоконтент — Владимир Поротькин. Музыкальный руководитель постановки — художественный руководитель и главный дирижер Самарского академического театра оперы и балета Евгений Хохлов.

— С художественным руководителем театра Евгением Хохловым мы сошлись во мнении, что для хорового выступления нужно взять Carmina Burana, — рассказал главный хормейстер театра Максим Пожидаев. — Это одно из самых популярных и исполняемых произведений, написанных в ХХ столетии. Оно непростое и очень интересное и для хора, и для музыкантов.

Композиция O Fortuna, которая открывает и завершает произведение, известна практически каждому. Даже тем, кто никогда не слышал ни о Carmina Burana, ни о Карле Орфе. Может быть, именно их вниманием хотели завладеть постановщики, помещая в центр сцены некие отвлеченные драматические этюды.

Сергей Филиппов, генеральный директор Самарского академического театра оперы и балета:

— Мы возвращаемся к активной работе на малой сцене. Она должна стать экспериментальной и просветительской площадкой. Carmina Burana — своего рода творческая лаборатория. Особенность этой постановки в том, что здесь задействованы хор, немного солистов и малое количество музыкантов. Обычно театрализация Carmina Burana связана с балетом. У нас он не задействован. Это сделано для того, чтобы хор мог выступать как самостоятельная творческая единица, в том числе и на выездных площадках. На малую сцену у нас большие планы. 5 марта выйдет премьера камерного спектакля «Опера о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». (16+) Обе эти постановки — работа режиссеров нашего театра. А впереди большая премьера — «Бал-маскарад» Верди в апреле.

Сам хор располагается слева и справа от размещенного по центру экрана, на котором демонстрируется интересный визуальный контент, подобранный Владимиром Поротькиным. Полотна Брейгеля и Босха как нельзя более органично иллюстрируют содержание средневековых стихотворений, рассказывающих о столкновении греха и воздержания, плотского и божественного.

В постановке принимают участие солисты и хор Самарского академического театра оперы и балета, учащиеся детской хоровой школы разного возраста. Их голоса и составляют главное волшебство Carmina Burana. В самарской версии было воплощено переложение музыки учеником Орфа Вильгельмом Килльмайером для солистов, двух хоров, двух роялей и ударных. В постановке приняли участие солисты театра Ирина Янцева, Анатолий Невдах и Георгий Цветков. Несмотря на малое количество инструментов, благодаря мастерству и таланту артистов хора произведение заполняет весь объем пространства камерной сцены. Мелодия, в зависимости от содержания стихотворений (с переводом можно познакомиться благодаря титрам, демонстрируемым на экране), окрашивается то в строгие и возвышенные, то в игривые, то в народные тона.

Максим Пожидаев, главный хормейстер Самарского академического театра оперы и балета:

— Мы представляли себе, что это будет не просто концерт, а постановка с участием актеров. В произведении нет либретто или сквозного сюжета. Но есть номерная структура, тематические разделы: «Двор любви», «Таверна», «Весна». И каждый из номеров несет определенную эмоциональную нагрузку. Благодаря нашему режиссеру Марине Шапкиной мы смогли найти некие этюдные варианты решения каждого номера. Важно понимать, что в данном случае артисты хора выполняют роль актеров. Актер театра на сцене либо поет, либо двигается, либо произносит текст. Здесь у них нет ничего — они полностью выполняют функцию миманса. И при этом должны рассказать некую историю.

Пока руководство театра не дает ответа на вопрос, станет ли Carmina Burana частью репертуара. Но надежда на это есть. В связи с повышенным зрительским спросом в афишу внесено еще два дополнительных показа — 10 и 31 марта. (12+)

Метки

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение

Close