Как в Самаре лечат детей, больных раком

18.02.2020

60

Автор: Марина Матвейшина

Как в Самаре лечат детей, больных раком

Каждый день малыши и подростки, мальчики и девочки, плаксы и храбрецы начинают свое утро с мечты о том, чтобы прожить день без боли и поскорее вернуться домой. Почему рак появляется у детей, можно ли его вовремя обнаружить и как лечить, обсудили в пресс-центре «Самарской газеты».

Особенности детских опухолей

В Самарской области ежегодно выявляют 85-100 детей с онкологией. Структура заболеваемости у детей и взрослых различаются радикально. У взрослых чаще всего развиваются рак желудка, предстательной железы, шейки матки, кишечника. Для детей эти болезни нехарактерны. У них другие типы опухолей, во многих случаях — врожденные.

— Если взять все детские опухоли за 100 процентов, то примерно половину из них составляют злокачественные опухоли кровеносной ткани, самая частая форма — острый лимфобластный лейкоз, который, на наше счастье, мы научились эффективно лечить, — говорит главный внештатный специалист регионального министерства здравоохранения по специальности «детская онкология», заведующий отделением онкологии, гематологии и химиотерапии областной детской клинической больницы имени Ивановой Андрей Шамин. — Затем идут опухоли солидной (ударение на первый слог. Прим. ред.) природы. Среди них преобладают опухоли центральной нервной системы, в основном головного мозга. Затем идут опухоли почек, печени, забрюшинного пространства, сетчатки глаза, саркома мягких тканей, саркома костей.

Как в Самаре лечат детей, больных раком

pixabay.com

Детский рак имеет четкое различие по возрастам. Нейробластома, нефробластома, герминогенные клеточные опухоли регистрируются в первое десятилетие жизни, чаще всего у ребят трех-пяти лет. В этом возрасте проявляются именно те опухоли, закладка которых происходит или внутриутробно, или на первом этапе развития, из эмбриональных клеток. У подростков чаще встречаются опухоли костей и мягких тканей.

Причины сбоя не ясны

Если у взрослых пациентов патологию можно связать с образом жизни и окружающей средой, то с детьми так не получится. Причину рака чаще всего установить невозможно.

— Сейчас проводятся разные исследования в этом направлении, теорий существует довольно много, — рассказывает Шамин. — Основная теория такая: происходит сбой иммунной системы организма на этапе эмбриональной клетки или в процессе развития. Защитные силы организма, к сожалению, не могут контролировать клетку, которая начинает развиваться по своим правилам. Она выходит из-под контроля, делится, развивается опухолевая ткань. Почему нормальная клетка превращается в злокачественную — причин масса. Возможности организма изучены не до конца. В идеале организм контролирует каждую клетку. И если какая-то из них дает сбой, он ее уничтожает. Происходит запрограммированная гибель клетки, она разрушается и утилизируется. Но почему на каком-то этапе процесс нарушается, предстоит выяснить.

Под маской ОРВИ

Профилактика детских онкологических заболеваний не представляется возможной. Залог успешного лечения — ранняя диагностика. Но и здесь есть свои особенности, говорят врачи. Часто дети не могут объяснить, что именно их беспокоит, где болит. Да еще и основные симптомы прячутся под масками других заболеваний. Причем таких, которые типичны для детского возраста — простуда, зубы режутся, рахит. Но если респираторные заболевания бесконечно повторяются, протекают нетипично, увеличены лимфоузлы — это уже повод насторожиться.

Как в Самаре лечат детей, больных раком

pixabay.com

— К сожалению, есть такие опухоли, при которых ребенок чувствует себя прекрасно, его никак это не беспокоит, даже если сама опухоль уже огромных размеров, например, в животе, и с метастазами в костном мозге, — говорит врач. — Компенсаторные возможности детского организма очень большие. Когда наступает декомпенсация и ребенок начинает жаловаться, тогда уже совсем плохо. Чтобы этого не происходило, проводятся скрининговые исследования — это УЗИ в три месяца после рождения и далее с определенными сроками. Благодаря этому часто выявляют новообразования, которые никак себя не проявляют.

Коварство детских опухолей еще и в том, что скрываются они в труднодоступных местах — полость черепа, грудная клетка, брюшная полость, малый таз, забрюшинное пространство. Обнаружить их просто так, при наружном осмотре, практически невозможно. Родителям остается следить за изменением состояния ребенка, а врачам — вовремя проявлять онконастороженность.

Прорыв в лечении = спасенные жизни

Скорость роста опухоли в детском организме зависит от места ее локализации. При лимфомах она может увеличиться вдвое за сутки, а при болезни Ходжкина может расти пару лет, не вызывая симптомов.

Правильный диагноз имеет решающее значение. Каждый вид рака лечится по определенной схеме, которая может включать в себя хирургическое вмешательство, лучевую и химиотерапию.

[vrezka color=»#FFFFFF» bgcolor=»#6d90aa» image=»» image_mode=»» bgfixed=»» padding_top=»» padding_bottom=»»]В областной детской клинической больнице имени Ивановой есть «коробки храбрости». Они стоят в процедурных кабинетах, где маленьким пациентам делают укол или другую неприятную манипуляцию. После нее каждый может выбрать награду – игрушку.[/vrezka]

— В начале 90-х годов умирало 90 процентов заболевших детей. А сейчас почти 80 процентов выживают. Этот прорыв совершен всего за три десятка лет, — утверждает Шамин. — В России сформировалась очень серьезная служба помощи детям с онкологическими заболеваниями. Если в Самаре не справляемся, отправляем пациента в федеральный центр. А сбор средств на лечение за границей — это зачастую желание родителей. Сформировалось такое мнение, что там лечат лучше. Честно говоря, в заграничной помощи нуждаются единицы. А вот в закупке препаратов, которые в силу разных обстоятельств не зарегистрированы в России, но очень важны в лечении опухолей, благотворительные фонды нам очень помогают. Но прежде чем делать взнос, нужно проверить информацию об этой организации.

Государственные меры

В Самарской области реализуется федеральный проект «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи».

— Если сказать в общем, цель проекта — снижение детской смертности, — поясняет руководитель управления организации медицинской помощи женщинам и детям регионального минздрава Виталий Пономарев. — Онкология в этом процессе тоже имеет свою небольшую долю. Основной показатель, за который мы боремся в рамках программы, — снижение младенческой смертности. Наша задача — к 2024 году достичь уровня младенческой смертности четыре промилле, то есть четыре на тысячу.

Как в Самаре лечат детей, больных раком

pixabay.com

В рамках проекта совершенствуется вся система детского здравоохранения начиная с того момента, как маленький пациент открыл дверь в поликлинику. Благодаря особой организации пространства и процесса в учреждении поход к врачу становится более удобным и понятным, исключается лишняя ходьба по коридорам и кабинетам. Все вместе это называется принципом бережливой поликлиники. Будут улучшать маршрутизацию пациентов, чтобы дети с определенными диагнозами сразу направлялись к нужным специалистам. Плюс к этому — оснащение кабинетов необходимой аппаратурой для диагностики и лечения. Совершенствуется и система профосмотров.

— Если мы говорим о снижении детской смертности, то одним из компонентов, естественно, являются профилактические мероприятия, — говорит Пономарев. — Наша задача — донести до родителей мысль, что нужно периодически приводить ребенка на профосмотр. По любому непонятному вопросу необходимо обращаться к специалистам быстро, а не сидеть дома и ждать, пока заболевание войдет в тяжелую стадию.

Фото обложки:pixabay.com 

Читайте также:

Медицина

Каких витаминов не хватает организму весной и как восстановить баланс

Рассказывает заведующий кафедрой эндокринологии и гериатрии Светлана Булгакова

Медицина

Репродуктивное здоровье: на что обратить внимание

Профилактика и своевременная диагностика патологических процессов

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации