Главная

Как устроен стендап в Самаре

Многие помнят, какой прорыв случился в юмористическом жанре, когда в 2005 году появился проект Comedy Club.

Представление о границах дозволенного было стерто молодыми и дерзкими ребятами. Тогда многие узнали, что существует не только ванильный КВН, но и жесткий стеб с переходом на личности. Много лет Comedy развивался и удерживал позицию главного юмористического шоу страны, а его участники считаются родоначальниками жанра стендапа в России.

Вскоре на российском телевидении начали появляться стендап-шоу, в конце 2012 года — «Центральный микрофон» на канале «СТС», в 2013 году — на «ТНТ».  В некоторых городах образовались местные стендап-клубы. Такие есть и сегодня в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре, Воронеже, Казани.

Стенда́п — сольное юмористическое выступление перед живой аудиторией, один из жанров развлекательных программ.

Мир стендапа живет по своим правилам. Молодые комики могут шутить практически надо всем – сексом, политикой, глупостью людей и даже религией. Им по плечу любые темы. Например, комик с одной рукой Сергей Детков может иронично напомнить зрителям о своей физиологии и спокойно воспринимать шутки в свой адрес. А Нурлан Сабуров часто смеется над национальностью гостей в шоу «Что было дальше», так как сам казах. Кстати, его причисляют к числу комиков нового поколения, как и коллег по цеху: Алексея Щербакова, Андрея Бебуришвили, Артура Чапаряна. 

Юмористических шоу в последнее время стало очень много. Все благодаря той свободе, которую дает платформа YouTube. Миллионы просмотров собирают Stand Up, «Прожарка», «Открытый микрофон», а также нестандартные передачи: «Разгоны», «Созвон», «Блиц-крик».

Однако полной свободы творчества в этом жанре не существует. Недавно полиция заинтересовалась известным российским комиком Александром Долгополовым. Поводом стало одно из выступлений молодого человека в петербургском клубе. Об этом он рассказал у себя в Instagram.

Мы узнали у самарских комиков о том, как публика воспринимает жесткий юмор и куда движется локальный стендап. 

Артем Ионов

В деле уже три с половиной года. Его первое выступление прошло в 2016-м, но «заболел» стендап-комедией Артем ещё в 2010-м году.

Про юмор

Разной публике заходят разные шутки. Одному зрительному залу подавай шутки про супермаркеты и кошек с собаками, а другому — про Путина и секс. Выявлять какие-то общие тенденции в русскоязычной стендап-комедии  и говорить просто про неких общих «зрителей» — это не моё.

Не существует табуированных тем — существуют плохие шутки. Я считаю, что можно и нужно шутить про что угодно. Просто не надо путать тему шутки с её объектом и намерением. Моя позиция такова: можно и нужно шутить и об изнасилованиях, и о катастрофах, и о политике, и о чём угодно ещё. Стоит правильно выбрать цель шутки и её объект, не высмеивая жертву и не пиная лежачего. Например, я могу пошутить про гомосексуалов, феминизм или насилие, но высмеиваться будет гомофобия, сексизм и насильник, а не наоборот. И шуток про политику у меня достаточно: не грех и президента высмеять, и пошутить про ситуацию в мире, и высказать свою позицию. Если вы про телевидение, то там мало шуток про политику по понятным всем причинам, а в остальном я могу говорить лишь за себя.

Про публику

Столицы просто больше, и там, соответственно, больше потенциальной публики, но и в Самаре со стендапом дела идут неплохо. Я считаю, дело не столько в городе, сколько в возрасте зрителя, его осведомлённости и так далее. Готовые и неготовые к стендап-комедии люди есть везде.

Про деньги

Мы не у Дудя, да и в принципе отвечать на такие вопросы не считаю корректным. Полностью зарабатывать на жизнь исключительно стендапом в Самаре не представляется возможным, по крайней мере, пока.

Про YouTube

Комики разные: кто-то хочет работать и работает на телевидении, кто-то — исключительно в социальных сетях и на YouTube, а кто-то обитает и там, и там. Лично я за интернет, не хочу появляться на ТВ, но у всех свои цели, способы заработка и видение своей комедии. Я считаю, интернет может дать намного большую и более преданную аудиторию с высоким уровнем креативной свободы, но кому как. Если посмотреть, сейчас всё больше комиков выходят в сеть.

Про поколения комиков

Не очень понимаю, что это за «новые» и «старые» поколения. Комик либо интересен и умеет шутить, либо нет — вот мой главный критерий разделения комиков. Я видел 45-летних бывших КВНщиков с прогрессивными взглядами и свежим подходом к стендапу, видел и душных 18-летних фанатов современной западной комедии, они пытаются высмеивать всё новое в этом мире. Главное, ребята, сердцем не стареть.

Макс Береснев

Занимается стендапом уже три года.

Про юмор

Для меня главное, чтобы шутка не оскорбляла определённого человека, например, я не буду шутить над человеком, который в данную минуту болен онкологией. Но можно пошутить просто на эту тему. Главное, чтобы шутка была действительно стоящая, и ты был уверен, что она больше вызовет смех, чем негодование у людей. Шутят сейчас на разные темы, не могу выделить «топовую». Каждый комик индивидуален, у каждого свой взгляд. Тут уже кто смешнее шутку придумает.

Про публику

Думаю, не стоит подстраиваться под «готовность аудитории». Важно уметь рассмешить любой зал и любого зрителя. Я выступал и в Питере, и в Москве, и в Балаково. Шутки, которые действительно смешные, работали везде одинаково.

Про деньги

Комику в регионе точно не стоит думать о заработке исключительно на комедии. У нас сейчас все в формате «открытых микрофонов». Платные выступления, если и бывают, то два-три раза в месяц в лучшем случае. Можно зарабатывать на организации стендапа и на привозе уже состоявшихся комиков.

Про YouTube

Можно быть и телевизионным юмористом, получать деньги за эфиры и веселить аудиторию, которая смотрит «ящик». Просто на YouTube ты сам решаешь судьбу своих монологов, с какой частотой они будут выходить, сам ставишь себе ценз и так далее. Плюс ко всему, я считаю, что можно работать на два фронта. Яркий тому пример Вася Медведев и Саша Малой, которые являются основными лицами Stand Up Club №1 и так же сдают монологи в Stand Up на «ТНТ».

Про поколения комиков

Разные темы, разные проблемы, которые комик переживает в то или иное время. Разницы непосредственно в шутках, я не чувствую.

Максим Дмитриев

Занимается стендапом в Самаре уже 8 лет. Помнит, что первый «Открытый микрофон» в этом жанре прошёл в мае 2012 года. 

Про юмор 

Комики отличаются друг от друга, зрители — тоже. К примеру, мы вступаем в Самаре и Тольятти, там две разные публики. Шутки, которые разрывали в баре в Самаре, в Тольятти могут зайти в тишину. Бывает и наоборот.

Целевая аудитория «Открытых микрофонов» — это молодежь от 18 до 25 лет. Для них четко нужно шутить на темы, которые интересны им. Политика иногда даже взрослым не интересна в принципе. Да и на одной политике в выступлениях далеко не уедешь. Стендап нельзя рассматривать как инструмент борьбы с политикой или, наоборот, для ее восхваления. Но какие-то известные политические факты всегда можно использовать в виде сравнений с обыденной жизнью людей.

Самая актуальная тема всегда — это отношения мужчины и женщины. А там уже можно рассказывать и про цвет кожи и ориентацию. Главное, что такие шутки не должны оскорблять, вызывать агрессию или унижать человека. Шутка должна вызывать смех, или же человек должен в ней узнавать себя и думать: «Ой, зачем я так делаю? Я же выгляжу глупо со стороны в этой ситуации!»

Про публику

Большие города приспособлены для развития комика. Там больше мероприятий, каждый раз новые зрители. Ты можешь много раз проверить и переписать шутку, до момента, пока она не будет работать на все 100%. В Самаре же нужно каждую неделю писать что-то новое и проверять, потому что уже есть целевая аудитория, которая ходит регулярно. Если шутки повторяются, то людей это не очень радует.

Про деньги

Шутками можно зарабатывать по-разному. Если ты пишешь и выступаешь смешно, то есть шанс получать деньги. Но это не официальный твой заработок, его вряд ли хватит, чтобы протянуть целый месяц. Сейчас схема в Самаре такая:

  • Выступаешь на «Микрофоне», где разыгрывают денежный приз — таких у нас шесть в месяц. Сумма равна примерно прожиточному минимуму.
  • Платные концерты. За них платят чуть больше, но их количество разнится  каждый месяц, поэтому нельзя прогнозировать доход.
  • К предыдущему пункту можно отнести ещё и написание монологов под заказ за деньги: стендап выступление на конкурсе красоты, поздравления на свадьбу и дни рождения, прожарка и так далее. За это платят хорошо, но заказы бывают редко.

Про YouTube

Если твои шутки не смешные — это ничего не даст. YouTube это «большая помойка», где выбрать годный контент очень тяжело. Если ты как комик заинтересовал людей с самого первого видео, то за тобой будут следить. Я считаю, что не обязательно делать на YouTube именно стендап. Можно придумать какое-то более интересное мини-шоу, чтобы завлечь зрителя, а параллельно иногда выкладывать на канал и свои выступления, чтобы зрители подумали: «Он ещё и со стендапом выступает, нужно сходить на живое выступление».

Про поколения комиков

Опытные комики уже прошли этап становления, они знают, какая тема зайдёт лучше. Их юмор подкреплён каким-то жизненным опытом. Но даже у них бывают неудачные выступления. Это часть сценической жизни. У молодого комика горят глаза, вырабатывается адреналин вперемешку с волнением. Он стоит и думает: «Я написал 10 шуток, сейчас выйду и разорву этот зал». И у некоторых получается. В основном у тех, кто смотрит и изучает комедию, кто берет интересные, не банальные и не пошлые темы.

Фото предоставлены героями. 

Фото обложки pixabay.com.

Метки

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение