Какие книги читают современные подростки

17.11.2019

416

Автор: Ирина Исаева

Фотограф: Владимир Пермяков

Какие книги читают современные подростки

Встречи с интересными гостями в Самарской областной детской библиотеке уже стали традицией, они проходят раз в месяц.

Недавно участником лектория стала старший научный сотрудник Российской книжной палаты, известный критик детской литературы Мария Порядина (Москва). Она рассказала о том, что читают подростки, и о значении книг в жизни современной молодежи.

Интернет не виноват

— Мы не всегда знаем, что интересно нашим детям, что для них важно, — начала беседу Порядина. — Более того, многие взрослые сейчас считают, что детям книги совсем не нужны: у них на уме один интернет, а там ничего хорошего. Но это далеко не так! Если у ребенка сформирована привычка к чтению, он читает в разных источниках. Если он не читает, то интернет тут, скорее всего, ни при чем.

Критик уверена: современные дети не видят принципиальной разницы между разными носителями текста. Они читают с монитора компьютера, с экрана телефона, слушают аудиокниги. Родители могут даже не догадываться, что их ребенок дружит с книгами.

— Мне кажется, если ребенок выбирает электронный, а не бумажный носитель, в этом нет ничего страшного: это удобно, современно, практично. Цифровые технологии прочно вошли в нашу жизнь, и издательская сфера — не исключение, — говорит Порядина.

Выбирают школьники

Взрослые не всегда знают, какие книги привлекают подростков, что им интересно.

— Что на самом деле любят дети, надо изучать пристально и серьезно, — считает Порядина. — Родители и бабушки с дедушками часто говорят: надо читать книги, которые учат добру. А что за книги? Учит ли добру «Муму»? Какие выводы сделает из этой книги ребенок? Мы не знаем и не можем знать. Поэтому, на мой взгляд, книга должна учить отличать добро от зла, хорошее от дурного.

Мы понимаем, что сейчас особенно важно знакомить родителей и педагогов с новинками детской литературы. 20-30 лет назад родители читали детям те книги, на которых они росли сами. Сейчас детских авторов все больше, как российских, так и зарубежных. Наши лектории призваны знакомить читателей с новыми книгами, с писателями и экспертами. Мы обязательно ведем онлайн-трансляцию — любой желающий может задать вопрос гостю и получить ответ, сотрудники библиотек могут посмотреть трансляцию в записи и использовать информацию в дальнейшей работе с детьми. Мария Порядина уже не в первый раз общается с самарцами, и это всегда интересно, полезно, познавательно. В прошлом году она рассказывала самарцам о современной детской литературе о Великой Отечественной войне, в этом — о книгах — лауреатах конкурса «Книгуру». Это очень важно: мы видим сейчас новое, вдумчивое поколение молодых родителей, которым небезразлично, что будут читать их дети, которые читают вместе с ними. Елена Канигина, директор Самарской областной детской библиотеки

 

Порядина рассказала о конкурсе «Книгуру», который проводится с 2010 года. Прямым читательским голосованием выбирают произведения для детей, которые будут изданы и попадут на полки книжных магазинов и в библиотеки. К участию в «плебисците» допускается только целевая аудитория конкурса: подростки от 10 до 17 лет. С текстами они могут бесплатно ознакомиться на сайте kniguru.info, там же они смогут отдать свой голос за лучшие, по их мнению, книги.

— Конкурс создавался по тем принципам, которые меня как взрослого читателя и как пропагандиста чтения очень радуют. Его главная задача — открывать новые имена, выводить авторов на книжный рынок. Сейчас к нам приходит около 700-800 рукописей, это очень много. Сначала их читают взрослые эксперты — профессионалы книжной отрасли, но не заинтересованные коммерчески в издании той или иной книги. Только после этого 30 лучших рукописей выносят на суд детского жюри. Качество книг оценивать очень сложно. Иногда сразу и не понятно, то ли автор неумелый, то ли он Андрей Платонов XXI века. Разбираемся все вместе, обсуждаем, дискутируем, — рассказывает критик.

Как познакомить таланты с поклонниками?

Конкурс «Книгуру» уникален тем, что детскую литературу оценивает именно целевая аудитория.

— Читают детскую литературу мальчишки и девчонки, а покупают взрослые, при этом не обязательно родители — это могут быть и педагоги, и библиотекари. Целевая аудитория неплатежеспособна, а те, у кого есть деньги, читать не будут. Поэтому многие книжные проекты проваливаются, а ведь они могли бы стать интересными для подростков. Мы хотим устранить этот зазор, максимально приблизив писателя к читателю, — объясняет эксперт.

Какие книги читают современные подростки

Книги, участвующие в конкурсе, можно читать на сайте. Под текстами — живое обсуждение. И это самое интересное. Эксперты сразу видят, какая вещь трогает подростков, вызывает эмоции и желание высказываться, поспорить. Юные члены жюри могут поставить произведению оценку от 0 до 10, но свое мнение надо аргументировать: «Я поставил столько-то баллов, потому что…». Взрослые, те, кому уже исполнилось 18, могут участвовать в обсуждении, но на результаты детского голосования это никак не повлияет.

— Издатели присматриваются к этим обсуждениям, читают и делают выводы. Конкурс популярен: в этом году в нем приняли участие писатели из 70 регионов России и 20 из зарубежных стран, — сообщила Порядина.

[vrezka color=»#FFFFFF» bgcolor=»#7a97ad» image=»» image_mode=»» bgfixed=»» padding_top=»» padding_bottom=»»]Жюри «Книгуру» рекомендует

Ника Свестен, «Огни Студеного моря»

Саша сильно провинился. Родители отослали его на лето к Белому морю, где на острове живет его бабушка, — размышлять о жизни и о своем поведении. Он находит ровесников, которые заняты странными делами: одна разговаривает с белухой, другой построил обсерваторию, у всех какие-то тайны, в которые его, пришлого, не посвящают. Пытаясь разгадать загадки острова, Саша начинает лучше понимать друзей, бабушку, жизнь и себя самого.

Александр Киселев, «Вайнахт и Рождество»

Война — страшное испытание для всей страны и для каждого отдельного человека. Может ли дурной поступок оказаться честным и правильным? Бывает ли так, что враг на самом деле хороший человек? Тема раскрывается на примере истории «предателя», который на самом деле помогает партизанам, но не может никому рассказать об этом.

Лилия Волкова, «Всем выйти из кадра»

Лучший друг Матвея уезжает в Америку. Подросток горюет так, что даже бросает школу. Чтобы уныние не победило совсем, старший брат устраивает Матвея на работу в телецентр. Так наступает новая, интересная жизнь — с суетой, знакомствами и растущим грузом ответственности, справиться с которым способен не всякий взрослый.

Ая Эн, «Азот и Селедочкина»

Начинается урок. Азот на месте. Углерод в классе. Кислорода почему-то нет. Опять прогуливает? Вода, как обычно, испаряется и не отвечает на вопросы. И тут — стук в дверь. Новенькая! С косичками, с веснушками, зовут Маша. «Пожалуйста, не обижайте ее, — говорит директор. — Старайтесь не испаряться и не взрываться вблизи девочки Маши. Она — человек!» Остроумная и непредсказуемая Ая Эн сочинила повесть о химических элементах, человеческой дружбе и индикаторах реальности.[/vrezka]

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации