Самарский художник рассказал про концептуализм и текст на улице

06.11.2019

228

Автор: Жанна Скокова

Самарский художник рассказал про концептуализм и текст на улице

На одной из стен на улице Степана Разина недавно появилась надпись «избирательное искусство». Автор этой работы — самарский художник Арт Абстрактов. Он уже много лет занимается уличным искусством и периодически транслирует свои послания в городском пространстве. Стрит-арт хантеры еще помнят его работы «Синька» и «Плющ», посвященные саморазрушительному образу жизни. Sgpress.ru поговорила с автором и узнала, зачем на стенах пишут слова.

— Арт, как ты пришёл к текстовому формату?

— Через призму экспериментов над своими работами и формами. Кстати, сами работы с содержанием текстового послания в искусстве — вещь не новая. Это явление получило название концептуализм. Сами работы художника обращаются не к эмоциональному восприятию, а к интеллектуальному осмыслению увиденного. То, что создается в пространстве городской среды, является уже уличным концептуализмом.

Самарский художник рассказал про концептуализм и текст на улице

Самара, Куйбышевский район

Первоначально я занимался граффити, а это, если рассматривать чисто визуально – тоже текст в виде имен. Только он не подразумевает взаимодействия и интерактива с обывателями. Шрифт направлен только лишь для коллег по цеху. Потом я перешел на создание иллюстративных персонажей и абстракции. Текстовый формат воспринимается людьми проще всего остального. Например, когда прохожие видят граффити-шрифты, они думают, что там абракадабра, а в абстракции вообще ничего непонятно. Читабельные буквы на родном языке доносят мысль практически в лоб и без искажений. Правда, тут для каждого человека мысль может трактоваться по-разному.

— Расскажи про свои первые работы с текстом?

— Во время экспериментов и упорной работы над абстрактным направлением я понимал, что результаты могут быть большинству людей неблизки. Само абстрактное явление можно воспринимать лишь на теоретическом уровне либо на эмоциональном. Но оно не для всех. Я подумывал над тем, чтобы включить текстовое содержание в абстракцию для усиления эффекта. Мои первые работы начинались с создания «Синьки» и «Плюща» на Некрасовской улице в Самаре. «Синька» была о проблемах чрезмерного употребления алкоголя и его последствиях. А вторая работа на том же самом месте говорила о проблемах наркомании. Сам эффект в ней визуально мог опьянить людей и без какого-либо  допинга. Это было в 2014 и в 2016 годах.

— Свежая работа «избирательное искусство» — о чем она?

— Это выражение имеет несколько трактовок. Для большинства уличных художников важно само место, где работа располагается. В приоритете просматриваемое пространство стен. Поэтому искусство выбирает, где ему появиться. Но главный посыл заключается в том, что тенденции совриска и институции могут быть избирательными по отношению к художникам. Есть те, кто принимает решение о том, кто из авторов интересен для выставочной экспозиции и проектов, с именем он или без. И еще одна мысль — это эгоизм художника. Дальше можете развивать свои предположения по этому поводу, не привязываясь к моим рассуждениям.

Самарский художник рассказал про концептуализм и текст на улице

— У тебя есть подобные работы за рубежом?

— В других странах такого делать еще не доводилось, но желание было. Только начал увереннее себя чувствовать, создавая подобные работы в российских городах на родном языке. В 2019 году я начал экспериментировать в Екатеринбурге, куда меня пригласили на фестиваль партизанского уличного искусства «Карт-бланш». Сам город, энергетика фестиваля, знакомство с новыми людьми мотивировали меня так мощно, что я сделал четыре работы с текстом. Некоторые из них стали сразу популярными, мелькали на федеральных каналах и сайтах, например, «Всероссийский Центр Поддержания Упадка» и «СКВЕР НО».

— Кто, на твой взгляд, среди отечественных и мировых авторов умеет хорошо работать с текстом?

— Наша страна славится огромным количеством современных художников концептуалистов. Таких, как Юрий Альберт и Эрик Булатов. Есть примеры среди художников уличной волны: Тимофей Радя, Илья Мозги, команда Фрукты-Врукты, Владимир Абих, Слава PTRK, Андрей Тоже, Максим Има, Кирилл Кто. Из мировой сцены можно выделить Жана-Мишель Баския, который занимался еще этим с 1977 года в Нью-Йорке. Он давно умер, но остался в памяти многих.

Из современных уличных художников мне нравится Mobstr из Англии. Я случайно его заметил, когда нашел его интервенцию на каком-то зарубежном сайте. Mobstr в течение года экспериментировал с текстом на одной и той же трансформаторной будке, чтобы посмотреть на реакцию местных властей. Он обратил внимание, что часть стены окрашена красным. Это была область замазанного граффити. Художник написал слово «RED» черным цветом на красном фоне. Когда его слово замазали, он написал еще одно — чуть выше предыдущего. Эта игра продолжалась и дальше между ним и коммунальщиками. Видео про эту работу можно найти на YouTube.

—  Что скажешь насчет Покраса Лампаса?

— Думаю, в наше время не найдется человека, который не слышал бы имя этого уличного художника-каллиграфа. Он так же, как и большинство ребят, начинал с классического граффити, но решил сменить амплуа. После он популяризировал культуру из другой страны и интегрировал ее в наши реалии, можно сказать, стал первопроходцем. Тогда все задались вопросом: «А что, так можно было?» В его искусстве тоже завуалированы различные текстовые послания, но они сложно читаются. Мне лично напоминают различные орнаменты и вдохновения не приносят. Ему и так чересчур много внимания уделяют, это отбивает желание им интересоваться. Каждому свое.

View this post on Instagram

Рад, что с каждым годом растет не только масштаб проектов, но и их качество. ⠀ Делюсь с вами фрагментом моей новой работы в горах Красной Поляны, на высоте 960 метров — площадь просто создана не только для того, чтобы объединять людей, — но и просвещать, вдохновлять. ⠀ Текст написан по-русски, так что каждый может попытаться декодировать этот масштабный холст — чтобы в числе первых узнать моё послание миру. ⠀ ______ ⠀ New calligraffiti art project by Pokras Lampas in Russia — now the “New Visual Culture” is created in the mountains! ⠀ The artwork is dedicated to the calligraphic message as the manifestation to the world: the text says about the unity of modern culture, arts, nature and sports. ⠀ The work covered a space of 960 m2 and, following the architecture of the square, was built according to a circular composition of several circles with text in Russian and English. ⠀ The main phrase can be read in a single translation: "We are creating a new visual culture." ⠀ Everyone can visit the +960 Polyana resort and read the full text by yourself, find references to world cultures and scripts in the shapes of letters and to be inspired by the scale and surrounding nature! ⠀ The painting will be visible at any time of the year — Krasnaya Polyana resort promised to carefully monitor it and clean it from the snow in a timely manner! ⠀ Photo: @denbych

A post shared by POKRAS LAMPAS ® | Покрас (@pokraslampas) on

— Почему текст хорошо заходит массовому зрителю?

— Секрет в доступности и простоте. При этом не нужно обладать какими-то художественными навыками или образованием. Городские жители находятся в среде, где всегда присутствует текст. Выходя из дома, они наблюдают надписи в подъездах и лифтах, затем на заборах, на сидениях в транспорте. Все вокруг кишит баннерами с огромными шрифтами и надписью «Аренда». Поэтому к визуальному шуму горожанин быстро привыкает. И лишь выбирает, что ему интереснее читать.

— Что насчёт будущих работ? Есть темы, которые сейчас волнуют тебя?

— Тут у меня нет одного или определенного вектора. Мне всегда интересна «социалочка». Планирую включать в работы саркастические и юмористические нотки, которые скрасят нашу повседневную серость.

Фото: Арт Абстрактов, Григорий Ляпин, Алексей Батькович.

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации