В театре «Камерная сцена» представили спектакль по пьесе Виктора Розова

Для учреждения эта премьера необычна.

Директор театра «Камерная сцена» Софья Рубина известна своей любовью к инсценировкам. Ее усилиями в Самаре пять лет назад появился фестиваль «Русская классика. Страницы прозы». И вот вдруг режиссер взяла для постановки пьесу. Причем не классику XIX века, а текст советского периода — «В дороге».

Виктор Розов — один из самых популярных отечественных драматургов прошлого века. По его пьесам сняты фильмы «В добрый час!», «Летят журавли», «Неотправленное письмо», «Шумный день» и «С вечера до полудня». «В дороге» тоже была экранизирована и вышла в 1975 году под названием «На край света…».

В пьесе, написанной в 1962-м, автор размышляет на привычные для себя темы. Столкновение идеологии старшего и младшего поколения. Могут ли «отцы» требовать от «детей» жить по моральным принципам, которых сами не соблюдают? Как понять правила игры, если взрослые говорят одно, а делают другое?

Именно в этом мучительном противоречии находится главный герой спектакля «По дороге к страусам». Володя окончил школу, но не поступил в институт (актуальный и сегодня вопрос: стоит ли учиться ради «корочек»?). Он уходит то с одного, то с другого места работы. «Прожигает жизнь», — упрекает его отец. На самом деле — выжигает себя изнутри.

В попытке сбежать от надоевших нотаций Володя отправляется к брату отца, за Урал. Но и там ему не дают ни на минуту забыть о том, что он должен как можно скорее определиться со своим положением в обществе, будущей профессией и с идеологическими принципами.

Окружающие главного героя персонажи сразу же атакуют его вопросами и придирками. Как у второклассника каждый встречный взрослый считает своим долгом спросить: «Сколько будет дважды два?», так и на Володю накидываются с аттестацией. Только вопросы намного сложнее. Не желая никого пускать к себе в душу и мучительно переживая кризис взросления, он надевает маску цинизма и высокомерия. И только один человек — Сима, приемная дочь дяди, смогла разглядеть его истинное лицо. Именно с ней герой совершает почти бесцельное и бестолковое, но оказавшееся судьбоносным путешествие.

Главную роль в спектакле исполняет молодой актер, студент Самарского государственного института культуры Никита Бухвалов. Обаятельный молодой человек, почти ровесник своего персонажа, точно передает эмоциональный спектр переживаний «страдающего нигилиста». Сима в исполнении Ольги Арнаутовой становится не оппонентом для его циничных декламаций, а катализатором процесса взросления и принятия жизни, происходящего у него внутри.

Лозунгами в этом спектакле говорят почти все. Пьеса Розова наполнена ими, и эта официальная подача текста сохранена и в постановке. Программные речи звучат с экрана телевизора (вставные номера передачи «Голубой огонек»), заученными шаблонами говорят и многие персонажи. В попытке убежать от
демагогии герой и пускается в путь. В дороге он начинает работать, чтобы не умереть с голода. В дороге понимает цену жизни. В дороге обретает смысл существования и находит любовь.

Наивная пьеса, которой скоро исполнится 60 лет, несмотря на свою дидактичность, оказывается актуальна и сегодня. Потому что и сегодня «отцы» обвиняют «детей» в эгоизме и лени. А «дети» «отцов» — в лицемерии. Но куда бы ни заходили споры, ясно одно: жизнь невозможно понять теоретически. Только пройдя некий путь, можно найти ответы на свои вопросы.

Метки

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение

Close