В Самаре открылась выставка работ театрального художника

26.10.2019

67

Автор: Татьяна Гриднева

Фотограф: Владимир Пермяков

В Самаре открылась выставка работ театрального художника

Один из самых выдающихся оформителей спектаклей — Наталья Хохлова. Долгое время она работала главным художником в Самарском академическом театре оперы и балета. А сейчас передает свое мастерство учащимся отделения театральной сценографии училища имени К.С. Петрова-Водкина.

— Я родом из Челябинска, а мой муж из Самары. И когда в 1984 году после окончания вуза мне предложили на выбор челябинскую оперу или куйбышевский театр, я выбрала последний. Просто раньше ездила на родину мужа и влюбилась в Волгу. Для меня счастье жить на ее берегах, — рассказывает Хохлова.

Дочь знаменитого уральского художника Василия Неясова часто бывала вместе со старшей сестрой Ольгой за кулисами Челябинского театра оперы и балета. И дух сцены впитала буквально с младых ногтей. Для постижения художественного мастерства отец отправил своих дочерей в совсем юном возрасте в Ленинград. В 1976 году Наталья окончила живописное отделение средней художественной школы имени Б.В. Иогансона (ныне Академический художественный лицей имени Б.В. Иогансона при РАХ), в 1984-м — постановочный факультет Ленинградского института театра, музыки и кинематографии (ныне Российский государственный институт сценических искусств).

— Вначале я мечтала стать, как отец, живописцем, — говорит Наталья, — но пришлось помогать старшей сестре делать диплом. Она-то как раз заканчивала театральное отделение. И меня захватил сам процесс создания спектакля. По иронии судьбы сейчас моя сестра — живописец, а я театральный художник.

В Куйбышеве начинающего оформителя приняли с распростертыми объятиями, ей советовали, но к ней и прислушивались. Работая с энтузиазмом, художница участвовала в постановке пяти спектаклей за сезон.

— В свои 27 лет я не передыхая носилась по всем этажам театра: пошивочный цех, декорационный, машинный, — рассказывает Хохлова, — и не уставала, хотя лифтов в здании не было. Работа с такими замечательными творческими личностями, как главный балетмейстер Игорь Чернышев, творчески обогащала нас, молодых специалистов.

Руководитель заметил, что звуки музыки сразу рождают в уме молодой художницы зрительные образы. Чернышев просил делать наброски, а затем подсказывал, какую тему развивать в сценографии спектакля.

— В Куйбышевском театре я поставила как художник сказку «Белоснежка», а потом уже «Лебединое озеро», и, представляете, публика по окончании спектакля стала требовать на сцену и меня, художника, — вспоминает Наталья.

На ее памяти и трудности, с которыми приходилось сталкиваться в 80-90-е годы. Например, шифон для костюмов «Баядерки» добывали даже в Ташкенте, в России невозможно было достать подходящую ткань. Но несмотря на проблемы, театральный коллектив сообща справлялся с трудностями и делал прекрасные спектакли.

Хохлову приглашали оформлять спектакли и в других городах — Челябинске, Оренбурге, Иваново. На памяти бугурусланских зрителей ее великолепные декорации к спектаклю «Вишневый сад». С помощью рядов деревьев на заднем плане и развевающихся тюлевых занавесок на переднем художница смогла придать объем плоской сцене.

Работам Натальи Хохловой свойственны гармония колорита, музыкальность живописи, умение создать обобщенный образ, отражающий идею спектакля. Наброски персонажей в костюмах, которые она придумывает, исполнены движения и грации.

В экспозиции представлены эскизы ее работ к операм «Женитьба Фигаро» Моцарта, «Севильский цирюльник» Россини, «Иоланта» Чайковского, балетам «Баядерка» и «Дон Кихот» Минкуса, «Маскарад» Хачатуряна и другим спектаклям, в которых необыкновенно точно передан дух эпохи, в которой разворачивается действие.

Выставка в Художественном музее продлится до 17 ноября (6+)

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации