Руководитель «Театра без границ» о необычных воспитанниках и покорении фестивалей

23.10.2019

42

Автор: Ирина Исаева

Руководитель «Театра без границ» о необычных воспитанниках и покорении фестивалей

Октябрь — всемирный месяц осведомленности о синдроме Дауна. Одна лишняя хромосома у ребенка зачастую не в лучшую сторону меняет жизнь самых благополучных семей.

Но и люди с ограниченными возможностями здоровья могут жить ярко и интересно. Об этом рассказала руководитель студии «Театр без границ» Татьяна Каюкова.

— Татьяна Михайловна, с чего началась история вашего театра?

— Мой второй ребенок родился с синдромом Дауна. И оказалось, что для таких детей закрыто практически все: кружки, секции, образование. Остается только семья. У меня появилась идея создать место, где ребята могли бы общаться друг с другом, развиваться, заниматься чем-то интересным. Так семь лет назад родился «Театр без границ». Наши занятия проходят в Доме культуры «Победа». По образованию я педагог-хореограф, режиссер. Сегодня в театре 14 артистов. Все они люди с ограниченными возможностями здоровья, большинство — с синдромом Дауна.

— Какие цели вы перед собой ставили, создавая театр?

— Наша главная цель — социализация, конечно. Надо понимать: тут нет обычных людей. Здесь все дети с одинаковыми особенностями. Но с другой стороны, они, как и обычные люди, очень разные. Для меня это просто дети, без всяких синдромов. Я их люблю такими, какие они есть. Мы занимаемся, чтобы потом продемонстрировать результат. Перед большой аудиторией или перед залом, в котором сидят только родители, — это неважно. Я учу ребят не пугаться аплодисментов и резких звуков, темноты или, напротив, яркого света. Мы все вместе лежали на сцене, дышали, слушали, учились любить и чувствовать ее. Но предсказать, как поведет себя ребенок во время спектакля, нельзя. Есть у меня одна девочка, Алена. От обычных детей ее отличает только внешность — она хорошо разговаривает, быстро мыслит, неплохо учится. Но при этом характер сложный: может выйти на сцену и сказать: «А не буду я ничего делать».

— Наверное, ваш театр очень востребован…

— Очень. Даже сейчас, когда повсеместно говорят об инклюзии, не так много возможностей для развития детей с синдромом Дауна. Часто родители приводят сюда детей с надеждой на чудо. Оно может случиться, а может — и нет. Не каждого ребенка с синдромом Дауна удается научить говорить, а уж играть в театре… У меня есть мальчик, очень тяжелый. Театр для его родителей — последняя инстанция, больше с ним никто не хочет заниматься. Я пробую. Иногда получается. Была девочка Аня, сейчас не ходит, к сожалению, из-за проблем со здоровьем. Она никогда не будет разговаривать, плохо ходит. Тут она плакала, переживала, что не понимает, чего от нее хотят. Но родители заметили, что дома она начала открываться, общаться. Как сказала мама, у нее стали живые глаза. И это для них очень важно.

— Как набирали труппу? С чего начинался ваш театр?

— В регионе работает общественная организация «Самарские солнышки». Там я познакомилась с родителями детей с синдромом Дуна, с самими ребятами. Первым спектаклем была «Репка» на фестивале искусств семь лет назад. Позже я стала писать сценарии сама. Мне хорошо известны особенности этих ребят, со мной рядом живет такой человек, поэтому я четко представляю, что им нужно. Мне интересно создавать спектакли под них.

— Ваш сын тоже артист?

— Нет, он занимается плаванием, а тут может разрушить дисциплину. Я для него мама, а не руководитель. В работе с такими детьми очень важно, чтобы все было четко выстроено. Я сторонница метода кнута и пряника. Могу быть очень строгой, потому что ребята все равно знают: Татьяна Михайловна их любит. Они замечательные. Очень тонко чувствуют фальшь. Чтобы я ни говорила, мои глаза улыбаются. Они это видят.

— Какого возраста ваши артисты?

— От пяти лет, а верхней планки нет. Самой старшей девочке, Лене, в этом году исполнилось 30. Она устала сидеть дома и сказала маме: «Я деградирую. Я хочу чем-то заниматься». И мама привела ее в театр.

— Вы не просто занимаетесь с ребятами, но и стараетесь, чтобы они принимали участие в фестивалях. Есть успехи?

— Два года назад мы ездили в Москву на инклюзивный фестиваль искусств, который организовала Диана Гурцкая. Отдохнули отлично, впечатлений было множество. Наша 30-летняя Лена впервые выехала из Самары. Мы показали спектакль «Планета цветов» и получили диплом первой степени в номинации «Театральное искусство». На парафестивале «Театр — территория равных возможностей», который проходил в Самаре с 9 по 12 сентября, наша постановка «Путь ангела» стала победителем в номинации «Жить любовью». Главная идея спектакля — если принимать своих детей такими, какие они есть, можно увидеть своего ангела. В конце действия ребята дарят свои маленькие сердечки — фонарики — зрителям. И летят бабочки. Это очень трогательно. Зал плачет. Благодаря участию в фестивале мы получили возможность для развития: на средства, которые нам выделили, заказали ткани для нового спектакля, приобрели осветительные приборы, наушники, компьютер, микрофоны и многое другое, что раньше вынуждены были просить у кого-то. Мы становимся правильным театром. Это радует.

Читайте также:

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации