КультураЛюди

Худрук театра кукол «Аленький цветочек» о создании персонажей и серьезном репертуаре

Наша встреча с художественным руководителем образцового театра кукол юного актера «Аленький цветочек» Виктором Михайловым состоялась после спектакля «Шинель».

Артисты, ребята 16-17 лет, весьма уверенно держались на сцене. И в целом спектакль мог бы составить конкуренцию постановкам профессиональных театров. Виктор Михайлов рассказал, что и со школьниками вполне можно заниматься серьезным творчеством.

— Где вы берете кукол?

— Изготавливаем сами. У нас есть профессиональный художник-кукольник Анна Букалова, мы вместе разрабатываем эскизы, она из папье-маше делает головы, расписывает их. Моя жена Марина шьет костюмы, я отвечаю за механическую часть.

— Ребят к этому процессу не привлекаете?

— Во времена моего детства мы делали кукол сами. Понимание технологии изготовления и некоторые практические навыки у меня остались с тех пор. Сегодня ребята кукол не делают. Во-первых, на это у них нет времени. Во-вторых, они не смогут изготовить профессиональную куклу. А для нас важно качество.

— С какими куклами ставите спектакли?

— С самыми разными. Есть перчаточные, марионетки, настольные, они же «планшетки» — с ногами, они как бы ходят по столу. Есть тростевые куклы — эти, наоборот, без ног, на трости. Есть и «синтетические» варианты. Например, чиновники в «Шинели»: у них нет ног, то есть это вариант тростевой куклы, но вместо трости — рука актера.

— Ребята какого возраста занимаются в вашем театре?

— Средний возраст актеров 9-12 лет. Старшая группа — это наши выпускники. Вообще мы берем ребят начиная с первого класса, но в младшей группе в основном занимаемся подготовкой. Пальчиковый театр, куклы из подручных средств — тряпочек, предметов. Все это мы используем для этюдов, тренингов. А полноценные спектакли, которые входят в репертуар театра, — уже для ребят постарше.

— Принято считать, что чем раньше ребенок начинает чем-то заниматься, тем лучше…

— С детьми семи-восьми лет сложно заниматься серьезным творчеством. Уроки с ними — это, скорее, процесс воспитательный: надо учить их слушать друг друга, общаться с партнером. А лет с девяти ребята уже более дисциплинированны, меньше времени приходится уделять поведенческим вопросам и больше — творчеству. Кроме того, у малышей еще не сформирован так называемый «инструмент» — тело, голос, мимика. Младшие дети не очень хорошо всем этим владеют.

— Чему учите ребят?

— У нас стандартный набор предметов актерской подготовки — сценическая речь, кукловождение, актерское мастерство. Также занимаемся вокалом, пластикой.

— В вашем театре постоянно меняются актеры: ребята вырастают, им на смену приходят другие. Насколько это усложняет творческий процесс?

— Действительно, сложности есть. В этом году у нас уходит вся старшая группа актеров. Летом мы с ними поставили «Шинель», также они играют спектакли «Звездный мальчик», «Маленькая Баба Яга», «Гуси-лебеди», «Маша и Медведь». Теперь в эти постановки нужно будет вводить средних ребят. А для любого режиссера восстановление спектакля — непростой процесс. Нам постоянно хочется создавать новое, а не реанимировать старое.

— «Шинель» Гоголя — несколько неожиданно для кукольного спектакля…

— Я всегда стараюсь, чтобы выпуск старшей группы проходил с сильным достойным репертуаром. Мы играем не только сказки. В репертуаре нашего театра «Принц и нищий», «Король Лир», «Слово о полку Игореве».

— Ваш зритель — кто он?

— В основном мы показываем спектакли в детских садах и школах, иногда — на нашей сцене, в «Крылатом». Все декорации легко разбираются и собираются.

— В вашей жизни есть еще такой персонаж, как Царь Горох. Именно этот ваш образ хорошо знаком всем, кто увлекается фольклором и этнографией. Расскажите о нем.

— В 1997 году, когда я учился на последнем курсе института, меня пригласили поучаствовать в летней фольклорной смене «Берестечко». Мне всегда были интересны народные традиции, вечерки, колядки и все, что с этим связано, я с удовольствием согласился. Тогда «Берестечко» только начинало свое существование, и встал вопрос о том, как проводить мероприятия, в какой форме их преподать. Возникла идея о необходимости объединяющего персонажа. В костюмерной мы нашли большую рубаху в горох, оставшуюся от театра мод, и в пару ей — гороховые штаны, так родился образ Царя Гороха. Он был очень хорошо воспринят и детьми, и педагогами, вокруг него стали придумывать легенды о тридесятом царстве, его традициях. С той поры уже никто не мыслит фольклорной смены без Царя Гороха.

— Помимо всего этого вы еще преподаете в институте культуры…

— Да, начиная с 1999 года. Работа на кафедре театральной режиссуры позволяет мне оставаться в профессии. Меня приглашают в жюри всероссийских фестивалей, удается многое посмотреть, быть в курсе того, что сейчас происходит в театральном мире. Мне нравится работать с молодежью, студенты проходят педагогическую практику у нас в «Аленьком цветочке», проводят с ребятами тренинги, занятия, репетиции.

Метки

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение