ЛюдиОбразование

Чему учат в Вальдорфской школе

Школа, где уже почти шесть лет работает Елена Зюзина, входит в число так называемых альтернативных.

В основе учебного процесса здесь лежит вальдорфская педагогика — система методов и приемов, основанных на антропософской (от греческого — «человек» и «мудрость») концепции развития человека. Ее автор — немецкий философ Рудольф Штайнер. В России методику стали применять в начале 90-х годов. В это время по инициативе группы учителей и родителей в Самаре была создана Вальдорфская школа.

— Чем так привлекательна вальдорфская педагогика?

— Самое важное в ней — ребенок. Он на первом месте, все подчинено развитию его индивидуальных способностей. Учебный процесс построен так, чтобы ребенку было комфортно учиться. С первого дня дети учат два иностранных языка, в программе и художественное, и прикладное творчество, и уроки эвритмии — это искусство художественного движения. Обязательно обучение игре на музыкальных инструментах — флейта с первого класса. При этом все школьные предметы представляют одинаковую ценность.

— То есть растите гармоничную личность?

— Согласно исследованиям антропософов, гармоничное развитие личности, природных способностей ребенка должно происходить через творчество и практические навыки. В учебном плане Вальдорфской школы превалируют предметы эстетического и практически-прикладного характера. Маленький человек познает мир через ощущения, наблюдения и переживания. Нравственная сторона развития личности тоже важна. Поэтому в традициях школы много семейных, благотворительных мероприятий, совместных действий младших и старших школьников.

— Как это происходит на практике?

— Наши ребята многое учатся делать своими руками, стремятся видеть дальше того, что написано в книгах и найдено в интернете, свободно и аргументированно излагать мысли, отстаивать свою точку зрения. Мы развиваем в них способность самостоятельно находить нужную информацию. То есть подводим к тому, чтобы они сами делали открытия. Многие темы изучаем через практическую деятельность. Это могут быть как лабораторные работы на уроках, так и индивидуальные проекты по предметам. Например, на химии мы с ребятами проводим много опытов. Бывает, некоторые темы, к примеру связанные с огнем, изучаем непосредственно на природе. Ребенок в этот момент наблюдает явления и свойства веществ во время горения. А в конце учебного года дети обязательно отправляются на предметные практики, экскурсии. Например, изучать минералы на Урал, в байдарочный поход «Жигулевская кругосветка», на сельскохозяйственную, лесную практику или в Москву, Санкт-Петербург — по музеям.

— Важную роль в жизни Вальдорфской школы играют родители…

— Очень часто родители сначала приводят детей, а потом сами приходят к нам на работу. Иногда наоборот. Бывает, дети уходят, а родители остаются. Причем необязательно преподают только один предмет, как я, а ведут класс как руководители, курируют художественные проекты, практики, проводят мастерские. Вообще быть родителем в нашей школе непросто и очень ответственно, без активной позиции трудно удержаться. Вместе с детьми мы постоянно развиваемся. Ходим в походы, организовываем спортивные мероприятия. Мы готовим вкусную еду на праздники, мастерим подарки для ребят, делаем декорации и шьем костюмы к театральным постановкам и сами выступаем в роли артистов. В прошлом году в школе появилась практика — ставить спектакли в двух вариантах. В одном играют дети, в другом — мамы и папы. Два раза в год ученики и родители готовят музыкальную гостиную вместе с педагогами. Есть также родительский хор, но, к сожалению, участвовать в нем у меня пока не получается. Зато я принимала участие в спектаклях для учащихся, в постановках, которые мы, педагоги, готовили для выпускников.

— Хватает на все времени?

— Мой рабочий день долгий, начинается в 8 утра. Но я привыкла к такому ритму жизни.


Самарский воспитатель о том, что такое вальдорфский детский сад, и как в него попасть


 

Метки

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение