Французский педагог рассказал самарцам об обучении в известной театральной школе Жака Лекока

10.10.2019

39

Автор: Татьяна Гриднева

Французский педагог рассказал самарцам об обучении в известной театральной школе Жака Лекока

Среди россиян есть немало поклонников таланта блестящего комика Пьера Ришара.

— Раньше я не знал, что этот знаменитый актер учился так же, как и я, у Жака Лекока. Услышав об этом, воскликнул: все понятно, вот откуда у него такая свобода движений! — с этих слов начал свою лекцию «Школа Жака Лекока и реновация французского театра» драматург и педагог актерского мастерства Фредерик Телье.

Выпускник знаменитой театральной школы, ныне также известный артист, приехал в наш город по приглашению «Альянс Франсез Самара» для участия в фестивале «Французская осень». Встреча с Фредериком Телье состоялась в помещении Самарского училища культуры и искусств. Зал был полон. Рассказ о знаменитой парижской школе пришли послушать и начинающие танцоры, и будущие хореографы, и их преподаватели.

— Жак Лекок начинал как спортсмен. В 20 лет он познакомился с Жаном-Мари Конти, приятелем летчика и писателя Антуана де Сент-Экзюпери, и тот заразил его своей любовью к театру, — продолжает рассказ гость из Франции.

Лекока интересовали прежде всего сценическое движение, способность тела выражать эмоции. Этому учили актеров в Древней Греции, Индии, Японии и Китае. Язык тела возрождается в спектаклях современного Лекоку театра, обновленного в эпоху модерна. Идеологами театральной реформации в России были Константин Станиславский, Николай Евреинов, Всеволод Мейерхольд. Во Франции их поддержали Жак Копо, Шарль Дюллен и Луи Жуве.

Лекок образует собственную труппу. Актеры устраивают театрализованные действа на парадах по случаю освобождения страны от фашистской оккупации. Во время одного из них труппу замечает зять великого
Копо Жан Дасте. Он приглашает актеров в свою «Ле комедьен де Гренобль». С этого момента Лекок становится профессионалом. Через некоторое время он возвращается в Париж и организует актерскую школу выходного дня.

Французский педагог рассказал самарцам об обучении в известной театральной школе Жака Лекока

— Вместе с ним здесь преподавали и другие театральные знаменитости. В 1948 году Лекок уезжает в Италию, где изучает комедию дель арте. У него возникает мысль использовать маски при обучении движению, — продолжает лекцию Фредерик Телье. — Причем Лекок понимает, что легче всего выразить движением эмоции характерного образа — шута, злодея, простофили. А вот застывшая маска господина заставит любого мима импровизировать. С тех пор он вводит занятие с нейтральной маской в курс обучения молодых актеров.

[box type=»info» align=»» class=»» width=»»]Поддержав заявленную в России тему Года театра, Французский институт подготовил несколько интересных мероприятий в этой области. Одно из самых значимых — приезд в Россию Фредерика Телье. Ведь о школе Жака Лекока не пишут в российских учебниках. А ее помимо Пьера Ришара окончили Кристоф Марталер, Уильям Кентридж, Ариана Мнушкина, Режис Обадиа, Ясмина Реза и еще несколько сотен известных актеров, режиссеров, сценографов.[/box]

Самарских студентов очень заинтересовала данная методика. А преподаватели попросили гостя дать более подробные указания по таким урокам сценического движения. Телье вынул из саквояжа две маски. Виртуозно изобразил персонажа характерной — придурковатого прихрамывающего бродягу. В то же время в маске, не изображающей эмоции, актер долго импровизировал, показывая все ее возможности. По словам Телье, такой облик заставляет ученика отказаться от собственной индивидуальности, перейти от частного к общему. Например, к изображению языком тела различных стихий и абстрактных понятий. На следующем этапе молодому легко даются импровизации на заданные темы. Он без труда перевоплощается в предметы, животных и так далее. А потом идет анализ личности персонажа, которого нужно сыграть.

— Например, предстоит изобразить барина из пьесы Чехова «Медведь», — говорит Телье. — И вы думаете: сколько в нем от медведя и сколько от человека? И изображаете в зависимости от задумки режиссера или 80 процентов человека и 20 медведя, или наоборот.

Самарские студенты были поражены таким неожиданным решением. Они рассказали, что их по Станиславскому учат вживаться в образ персонажа, стараться проникнуть в его мысли. Поэтому на первых курсах, во избежание нервного срыва, преподаватели запрещают им изображать диких зверей, безумцев. Но оказывается, существуют чисто технические приемы, позволяющие щадить личность самого актера.

Фредерика Телье долго не отпускали, задавая все новые вопросы. Некоторые интересовались возможностью поступить в школу Лекока или пройти в ней стажировку. Многие записались на занятия по актерскому мастерству, которые парижский педагог провел на следующий день на базе Центра профессионального образования Самарской области.

[author title=»Илья Ведяскин, студент Самарского училища культуры и искусств:» image=»»]

— Лекция Фредерика Телье была очень необычной. В Самаре редко можно услышать такого известного театрального деятеля, который открыто рассказывает о тонкостях своей работы и дает советы. Я заметил, что его подходы к обучению в некоторых случаях расходятся с тем, что дают нам педагоги. Но в этом и суть. Мы, студенты, должны брать лучшее от разных преподавателей, чтобы в конце концов самим создать образ, который превзойдет то, что делали актеры до сих пор.[/author]

Французский педагог рассказал самарцам об обучении в известной театральной школе Жака Лекока

Читайте также:

Культура

Премия Головкина. Начало

Почему она может стать главной и самой представительной

Культура

Музей революции. Антология левого искусства

Рассказываем, почему стоить посетить новую выставку

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации