«Виктория» и Третьяковка представили в Самаре уникальную выставку

26.09.2019

34

Автор: Татьяна Гриднева

Фотограф: Екатерина Елизарова

«Виктория» и Третьяковка представили в Самаре уникальную выставку

Проект стал настоящим событием для любителей изобразительного искусства.

Его представили публике кураторы Кирилл Светляков и Юлия Воротынцева. По словам первого, гиперреализм возник как своеобразное соревнование художника с фотографом. С появлением прекрасного изобретения снимки начали отвоевывать все больше пространства у картин. Однако если фотограф отображал застывшее прошлое, художник мог оживить его с помощью холста и красок, заставлял зрителя воспринимать как настоящее. То есть гиперреализм — это жизнь после смерти. И для снимков, и для живописи, которую многие критики похоронили, глядя на успехи фотографии.

В СССР гиперреализм появился позже, чем в США и странах Европы. Сначала он маскировался под соцреализм. Затем, в годы перестройки, постепенно начал заявлять о себе во всеуслышание. Например, на картине 1984 года «Отец и я» Сергей Шерстюк изобразил отца в военной форме и себя — в джинсах и круглых очках, как у Джона Леннона. Работу хорошо восприняла тогдашняя критика, полагая, что вот молодой человек хочет брать пример с фронтовика-отца. Но мы видим, какая большая разница между этими людьми. Насколько не уверен в себе младший из них, как он мечется в поисках собственного пути и растерян при виде свершающихся на его глазах перемен в советском обществе.

— В политическом контексте 1970-1980-х годов советский гиперреализм утвердился как стиль «холодной войны», которая не только расшатывала чувство реальности, но и заставляла усомниться в самом ее существовании. Тем более сквозь призму масс-медиа, — пояснил куратор выставки.

Устроители экспозиции специально решили вызвать у зрителя шок, поставив в центре композицию из двух картин. На одной из них изображены стрелки-спортсмены, целящиеся в зрителя. На другой — маленький мальчик, написанный в сюрреалистическом интерьере, направил на них свой фотоаппарат. Автор полотна «Тир ДОСААФ» Сергей Базилев специально размыл лица и дула ружей своих стрелков. Кажется, что это само неумолимое время целится в нас, а юный фотограф, стоящий рядом со старинными часами, фиксирует те мгновения, которые мы проживаем.

Гиперреализм нашел свое отражение и в мультипликации. Режиссер Анатолий Петров сделал несколько лент в этом стиле. Они демонстрируются в залах «Виктории». Тема гиперреализма актуальна для современного искусства. Особенно сегодня, когда в наступление перешла виртуальная реальность. На выставке зрители получат возможность протестировать свои чувства.

Выставка продлится до 4 ноября (12+).


[masterslider id=»40″]


[box type=»info» align=»» class=»» width=»»]Гиперреализм (или фотореализм) — направление в европейском и американском искусстве, которое формировалось с середины 1960-х годов как реакция на поп-арт и минимализм. Чуть позже это направление возникло и в СССР. В качестве основы для создания новых «реалистических» произведений художники использовали фотографию. С развитием медиа, экранных технологий и распространением массовой печатной продукции эстетика фотоизображений подменяла так называемое натурное восприятие и стала своего рода «второй натурой».[/box]

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации