КультураЛюди

Народный артист РФ Николай Досталь: «Я с удовольствием снял бы фильм о современной России, но нет достойных сценариев»

В ЦРК «Художественный» в рамках кинофестиваля «Соль земли» состоялась встреча с кинорежиссером и сценаристом Николаем Досталем, его женой — художницей по костюмам Евгенией Досталь и главным режиссером Самарского театра драмы Валерием Гришко, снявшимся в киноэпопее «Раскол».

Откровенный разговор

Возможность запросто поговорить с известным постановщиком собрала полный зал почитателей его таланта. Установилась дружеская, благожелательная обстановка. Самарцы расспрашивали Николая Николаевича о его семье, интересовались тем, как он пришел в кинематограф, как снимались его картины прошлых лет и те, которые только вышли на экран. Просили рассказать о планах. Ставили вопросы о сложностях проката российских фильмов, о перспективах возрождения детского кино, о том, почему до обидного мало хороших картин о современной России.

— Меня порой путают с моим отцом, кинорежиссером Николаем Досталем-старшим, — рассказал гость. — Лукаво спрашивают иногда, сколько же мне было лет, когда я снял знаменитый советский боевик «Дело «пестрых» или «Все начинается с дороги». Но гораздо больше людей знают меня по моим собственным фильмам. Мы оба с братом Владимиром стали работать в кино, несмотря на то, что отец был против. Он хотел для нас более спокойной жизни и стабильной зарплаты.

Море, солнце, приятная компания

С большой теплотой и уважением Досталь рассказывал об отце-фронтовике. О матери — иранке Джахантаб Сарафи, виолончелистке из общины бахаи в Ашхабаде. К сожалению, она умерла вскоре после рождения Николая, в 1946 году. Маму ребятам заменила вторая жена отца — Наталья Андросова (урожденная княжна Искандер), праправнучка Николая I.

О ее деде, Великом князе Николае Константиновиче, сосланном в наш город и организовавшем отсюда Самарскую экспедицию в Среднюю Азию, мы писали в одной из своих публикаций. Наталья Андросова была отважной гонщицей на мотоцикле, исполняла в цирке рискованные номера. Ее пример, воспитательная роль не могли не повлиять на пасынков. Тем более когда их отец трагически погиб во время очередной киносъемки в 1959 году. Киностудия «Мосфильм» взяла шефство над сиротами.

Участники встречи поинтересовались, как именно Николай Досталь попал в кино и каков был его первый опыт в «важнейшем из всех искусств».

— Моей первой ролью стал Саша Кригер из фильма «До свидания, мальчики», снятого в 1964 году режиссером Михаилом Каликом по одноименной повести Бориса Балтера, — уточнил наш собеседник. — Снимали фильм там же, где происходит действие повести, — в Евпатории. И я просто по молодости не задумывался особо о том, как сыграть. Просто наслаждался морем, солнцем и приятной компанией молодых актеров, с которыми довелось сниматься: Виктория Федорова, Евгений Стеблов, Михаил Кононов.

Из наград режиссера

• «Облако-рай», 1991, «Кинотавр» — приз «За разрушение барьера между фильмами для всех и кино для избранных»; кинофестиваль в Локарно — приз «Серебряный леопард».

• «Штрафбат», 2005, «ТЭФИ» в номинации «Телевизионный художественный сериал».

• «Коля — перекати поле», 2005, фестиваль «Окно в Европу» — приз «Золотая ладья» за лучший игровой фильм.

• «Завещание Ленина», 2007, «ТЭФИ» в номинации «Телевизионный художественный сериал».

• «Петя по дороге в Царствие Небесное», 2009, 31-й Московский международный кинофестиваль — Гран при.

• «Раскол», 2012, специальный приз Совета академии «Ника» «За творческие достижения в искусстве телевизионного кинематографа».

Фильм вышел на широкий экран с цензурными правками, а затем и вовсе был положен на полку. И только в 80-х дети Николая Досталя с удивлением увидели на экране лицо своего юного отца в роли крымского мальчишки предвоенных времен.

Умение выживать

— Мне по нраву истории, рассказывающие о простых людях, об их человеческой глубине, умении выживать в любых обстоятельствах, — говорит режиссер. — Когда я прочел сценарий «Облако-рай», написанный Георгием Николаевым, то решил, что просто нельзя не снять по нему фильм. Мне повезло с актером, исполнившим главную роль в фильме. Очень хотелось найти кого-то, похожего на Юрия Никулина в молодости. И получилось. Молодой артист цирка Андрей Жигалов не только полностью вошел в роль простоватого Кольки, решившего уехать из родного городка на Дальний Восток. Он также написал и исполнил песни к этому фильму и его продолжению — картине «Коля — перекати поле».

Участники встречи в ЦРК «Художественный» отметили, что для них эти две картины — отражение настоящей жизни России 90-х годов. И спросили, почему режиссер не снимает фильмы о стране 2000-х.

— Я с удовольствием снял бы фильм о современной России, но нет достойных сценариев, — ответил гость. – А вот на исторические темы их предостаточно.

Полная достоверность

Евгения Досталь подробно рассказала о крупном телесериале мужа «Раскол». Это настоящая эпопея о тяжелом периоде в жизни России. И, к сожалению, недостаточно изученном. Было много проблем с созданием многочисленных костюмов.

— Там только одних бояр более 350, — рассказала художница. — И каждому нужно было придумать свой наряд, свой парик, создать свой образ. На подготовку к фильму ушло восемь месяцев, а на съемки — шесть. Вы представляете, какую огромную работу проделали все мои помощники — ассистенты, портные, вышивальщицы, сапожники! Андрей Кончаловский, однажды увидев наши костюмы, специально ждал, пока закончатся съемки, чтобы купить почти всю мужскую одежду для грандиозной постановки в Италии оперы «Борис Годунов».

По словам Гришко, исполнившего в «Расколе» роль патриарха Никона, он был поражен тем, насколько режиссер вникает во все мелочи, чтобы фильм стал по — настоящему достоверным.

— Идет съемка крупной сцены, в которой заняты сотни людей. Тут и главные герои, и второстепенные, и массовка. Вдруг режиссер кричит: «Почему у человека из толпы парик главного персонажа?» Костюмеры извинились: мол, не хватает всех деталей костюма для каждого. И сразу же постарались исправить оплошность.

Путь к зрителю

В завершение участники встречи задали вопрос об отсутствии на экранах фильмов для детей и о том, почему новые российские картины скорее можно скачать в интернете, чем увидеть в кинотеатре.

— К сожалению, для нашего проката с 90-х годов главное — прибыль, а российский фильм не сделает такую кассу, как голливудский, — ответил режиссер. — А хорошие ленты для детей снимают сейчас действительно редко. Но они существуют. Мы их регулярно видим на кинофестивалях. Но широко их показывать, по мнению прокатчиков, нерентабельно. А про мое кино я так скажу: скачивайте и смотрите. Для меня самое главное, чтобы мои фильмы нашли своего зрителя.

Из фильмографии Николая Досталя

«Человек с аккордеоном» (1985)

«Шура и Просвирняк» (1987)

«Облако-рай» (1990)

«Маленький гигант большого секса» (1992)

«Мелкий бес (1995)

«Коля — перекати поле» (2005)

«Петя по дороге в Царствие Небесное» (2009)

«Монах и бес» (2016)

Сериалы:

«Гражданин начальник» (2001)

«Штрафбат» (2004)

«Завещание Ленина» (2007)

«Раскол» (2011)

Метки

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение