Образование

Что дает статус школы РАН

Пять учреждений Самарской области выбрали для участия в проекте «Базовые школы Российской академии наук».

Счастливчиками стали четыре учебных заведения естественно-научной и технической направленности — гимназия №1, лицей информационных технологий, лицей авиационного профиля №135 из областной столицы и тольяттинский лицей №57, а также одно учреждение гуманитарного профиля — самарская гимназия №11.

На днях наш город посетил кандидат педагогических наук, секретарь комиссии по научно — организационной поддержке базовых школ РАН Александр Соломатин. Он провел рабочее совещание, вручил сертификаты директорам базовых школ и побывал в нескольких образовательных учреждениях.

Пятерка сильнейших

Цель проекта — создать максимально благоприятные условия для выявления и обучения талантливых детей, ориентировать их на построение успешной карьеры в области науки и высоких технологий. Это совместная работа Российской академии наук и федерального министерства просвещения.

— Наши эксперты фиксируют проблемы с кадрами для региональной науки и страны в целом, — сказал Соломатин. — РАН готова поддержать, используя все свои ресурсы, ряд российских школ. Их не может быть много. В проекте должны участвовать самые сильные школы. Не только показывающие хорошие результаты на олимпиадах и ЕГЭ, но и имеющие наработки по формированию у детей основ исследовательских умений.

Екатерина Елизарова

Школы отбирались по нескольким критериям. Это должны быть сильные образовательные учреждения, непременно муниципальные, находящиеся в регионе, имеющем значительный научно-образовательный потенциал. Таким образом отобрали 32 территории и 108 школ. В том числе четыре из Самары и одну из Тольятти.

Поддержка по всем направлениям

Проект будет реализовываться по трем направлениям. Первое — поддержка высокомотивированных, талантливых, способных детей, нахождение дополнительных ресурсов для формирования у них исследовательских умений. — В чем наша задача? В том, чтобы любой ученик базовой школы РАН на выходе демонстрировал высокий уровень сформированности исследовательских умений. Конечно, не все ребята уйдут в науку, в сферу высоких технологий. Но мы по крайней мере дадим им в руки некий инструмент для построения карьеры и дальнейшего образования, — пояснил Соломатин.

Второе направление — новое качество подготовки и повышение квалификации педагогов, работающих с такими школьниками. Учителя должны быть компетентны в самых последних научных открытиях.

Владимир Пермяков

Третье направление — материальная база школ. — Вопросы финансирования мы активно решаем, видим понимание и поддержку на федеральном уровне, — отметил Соломатин.

Он также рассказал, что РАН собрала информацию о запросах школ, сейчас она обрабатывается.

— Мы планируем, что уже до конца года профессора академии прочтут лекции, проведут мастер-классы для ребят и педагогов. А на следующий год внесем в государственное задание отдельную строку о популяризации науки среди детей и молодежи с включением базовых школ РАН, — поделился планами Соломатин.

Сетевое взаимодействие

Министр образования и науки Самарской области Виктор Акопьян рассказал, какая работа уже проделана для организации опорных классов школ РАН с начала сентября.

Региональным координатором проекта выступает Самарский национальный исследовательский университет имени академика Королева. Непосредственный куратор школ — начальник управления по формированию контингента, кандидат технических наук Сергей Горяинов.

— Базовые учебные заведения не должны замыкаться внутри самих себя, — считает Акопьян. — Мы изменили положение по оплате труда, и теперь учреждения по сетевой форме взаимодействия могут заключать договоры с другими организациями как общего образования, так и среднего профессионального, и высшего. Это дает возможность привлекать в том числе профессорско — преподавательский состав.

Выделено дополнительное финансирование. И каждая школа сама решает, как потратить средства. Это могут быть дополнительные ставки, привлеченные преподаватели. Кроме того, каждая школа уже получила около двух миллионов рублей на приобретение необходимого оборудования для реализации образовательных программ.

Владимир Пермяков

Министр также рассказал, что на базе регионального центра для одаренных детей со 2 сентября действуют профильные смены по принципу общероссийского «Сириуса». Туда уже заехали восьмиклассники из базовых школ РАН. Кроме того, заключены прямые договоры о сотрудничестве с промышленными предприятиями. Гимназия №1 и лицей авиационного профиля — с ПАО «Кузнецов», лицей № 135 — с РКЦ «Прогресс», лицей информационных технологий — с компаниями «Открытый код» и «Аксус-Интеграция».

Участие вузов

— По всем обозначенным задачам университет готов включаться в работу, — сообщил врио ректора Самарского национального исследовательского университета Владимир Богатырев. — Мы готовы направлять своих преподавателей, сотрудничать по программе повышения квалификации учителей школ. Университет также намерен предоставить свою инфраструктуру. У нас есть лаборатории, где действуют не кружки технического творчества, а полноценно обучаются студенты и аспиранты. Буквально на днях подписан приказ об открытии планетария, ориентированного на школьников.

Богатырев отметил, что в Самарской области проживают немало академиков и членов-корреспондентов. И предложил привлечь их к этому проекту в качестве наставников для базовых школ РАН. Президент Самарского университета Виктор Сойфер, к примеру, уже выразил желание стать наставником лицея информационных технологий. Соломатин идею одобрил.

Врио ректора также рассказал о лабораториях, действующих в международном детском центре «Артек» на паритетных началах с университетом. Пока таковых три: по спутникам, робототехнике, наноэлектронике. Очень скоро откроется четвертая — по компьютерным наукам. Университет разрабатывает программы, предоставляет своих преподавателей, совместно с «Артеком» приобретает необходимое оборудование. За последние два года «лаборантами» стали около 6 тысяч детей.

— Опыт весьма положительный, — подытожил Владимир Богатырев. — Формально вуз ничего с этого не получает, но зато мы выполняем свою миссию по мотивации детей, их профессиональной ориентации и по поиску талантов, которые потом придут в технические университеты и будут заниматься развитием высокотехнологичных производств.

Выход на новый уровень

Директор Самарского лицея информационных технологий Николай Лебедев рассказал, что в учебном заведении к научно-исследовательской работе ребят привлекают уже с начальной школы. Ежегодно около 50 детей отправляются со своими работами в Москву на Российский рождественский фестиваль. На протяжении 10 лет учащиеся лицея занимают там первые места.

— Мы уже начали отбор в базовые классы РАН по параллелям, начиная с пятого. Подобрали кураторов, отвечающих за научноисследовательскую работу. Пока начнем экспериментальную работу в пятых и восьмых классах, — сообщил Лебедев.

— Очень гордимся тем, что наши достижения получили такую высокую оценку и мы вошли в проект «Базовые школы РАН», — сказала директор гимназии №1 Лариса Загребова. — И, безусловно, понимаем, что это дополнительная ответственность и включенность в очень серьезную работу государственного масштаба. У гимназии есть наработки по взаимодействию с вузами. Но эта деятельность строилась с позиции общего образования. Теперь же, когда нас будет курировать академия наук, когда нашими полноправными партнерами становятся преподаватели вузов, мы выходим на совершенно новый уровень. Коллектив к этому готов.

Метки

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение