Культура

В сентябре в Самаре пройдет театральный парафестиваль

Инициаторы его проведения — городская организация Всероссийского общества инвалидов и театр «Самарская площадь».

Парафестиваль «Театр. Территория равных возможностей» (6+) состоится 9 по 11 сентября.

Одним из участников форума станет коллектив «Счастливый случай», созданный Олегом Беловым семь лет назад на базе Самарской психиатрической больницы. Вместе с руководителем этого театра, своей женой Галиной Колесник, он рассказал «СГ» о том, кому и зачем нужно обязательно смотреть спектакли парафестиваля.

Искусство для всех

Олег Белов:

— Говорят, что у нас ничего не делают для инвалидов. После того, как я сам им стал (в мае 2012 года у артиста случился инсульт. — Прим. авт.), могу сказать — неправда. Понятно, что всегда хочется больше и сразу. А так не бывает. Стал обращать внимание: автобусы ходят с выдвижной площадкой, на всех магазинах есть кнопки вызова персонала. Постепенно появятся и другие приспособления. Наталья Носова (директор театра «Самарская площадь». — Прим. авт.) рассказала нам, как охотно власти согласились поддержать идею проведения парафестиваля.

Галина Колесник: Мы, маленькие театры для людей с ограниченными возможностями, коллег знаем, ездим друг к другу на показы. Это искусство нужно сделать доступным широким массам. Долгое время не принято было говорить об инвалидах. Считалось, что этой проблемы как бы нет. Несколько лет назад, когда еще был жив Вячеслав Алексеевич Гвоздков (директор Самарского академического театра драмы. — Прим. авт.), мы хотели вывести наш «Счастливый случай» на театральную площадку. И давать спектакли на малой сцене, например, по понедельникам.

О. Б. : Когда на наш спектакль попадает новый зритель, сразу звучит вопрос: «А где вас еще можно посмотреть?» Мы не против, но все упирается в аренду зала, а значит — в деньги. Приглашать к себе тоже нельзя. Мы не можем превратить больницу в проходной двор.

Даже на фестивалях в Москве и Санкт-Петербурге, в которых мы регулярно принимаем участие, инвалиды играют для инвалидов. На самарский форум приглашают широкие массы. Это очень важно.

На одном из фестивалей мы увидели спектакль театра из Великого Новгорода, где главные роли исполняли колясочники, а в кордебалете у них были глухие. Но это мы узнали только потом. Они так уверенно двигались под музыку, ни разу не ошиблись. В финале главный герой встает (видно, как тяжело ему это дается) и говорит: «У меня прекрасная жена, двое чудесных детей, любимая работа. Я счастлив». Это производит потрясающее впечатление! Человек, прикованный к креслу, так относится к жизни! А мы все имеем и ничего не ценим. Нам все мало. И тогда мы с Галей поняли, что это нужно показывать не на специальных фестивалях, а во всех театрах, чтобы научить обычных людей, как нужно относиться к жизни.

Г. К. : При этом у нас не возникло никакой жалости к колясочникам. Мы смотрели это как произведение искусства. Похожее впечатление производит театр танца «Непохожие», который на фестивале в Самаре 11 сентября покажет спектакль «Фрида».

pixabay.com

«Сельские жители»

Г.К. : На фестивале мы покажем спектакль «Сельские жители», который поставили год назад к пятилетию нашего театра «Счастливый случай». Это совместная работа с пациентами и медсестрами больницы. Мне давно хотелось сделать спектакль по рассказам Шукшина. Ведь до конца этот автор не раскрыт: постановщики чаще всего берут одни и те же его произведения.

О.Б. : Шукшин удивительно многогранен. У него очень глубока любовь к русскому человеку, к России, к деревне. А для нас с Галкой деревня очень многое значит.

Кроме того, когда мы начинали работать с пациентами, нам врач сказал, что в репертуаре должно быть как можно больше юмора, позитива и жизнеутверждающих вещей. А где еще искать юмор, как не у Шукшина?

Немного помучились с распределением ролей. Если среди пациентов у нас больше мужчин, то среди медсестер — женщин. Один рассказ мы переделали: вместо участкового у нас там участковая. И это так здорово легло!

Спектакль «Сельские жители» мы уже свозили на фестиваль «Нить Ариадны» в Москве. Еще показали его на нашем самарском фестивале «Театромагия». Так что это постановка с историей.

Не играют, а живут

О.Б. : Наталья Носова рассказала, что была очень удивлена, когда узнала, что у нас в области 30 театральных коллективов для людей с ограниченными возможностями по здоровью. Организаторы приняли решение отобрать только девять лучших постановок, чтобы привлечь широкого зрителя.

Г. К. : Например, «МиРок», который 9 сентября покажет на фестивале спектакль «Папа, мама, бабушка, много детей и грузовик», — потрясающий театр. В его работе принимают участие и дети, и взрослые. Те, кто плохо разговаривает, начинают лучше говорить, те, кто плохо слышит, начинают лучше слышать. Родители с детьми-инвалидами не сидят дома в четырех стенах, а выходят за границы своих проблем.

Новокуйбышевский театр-студию «Астрей» для детей с ДЦП организовала мама — Лариса Леонова. Мы с ней познакомились в Москве на фестивале «Протеатр». При первой возможности приходим к ним на мастер-классы.

Театр танца «Непохожие» делает удивительно спектакли. Я любуюсь на них, у меня нет никакого предубеждения из-за того, что труппа состоит из колясочников. Хотя, наверное, кто-то может сказать: «А зачем мне смотреть на инвалидов?» Какие-то вещи лучше прививать с детства. Наша дочь Лиза с удовольствием смотрит спектакли таких театров.

О. Б. : К постановкам подобного рода можно относиться как к спектаклям, где роли исполняют люди, отличающиеся от большинства. Когда мои коллеги приходят к нам, то задают мне вопрос: «Как это у них получается?! Они не играют, они живут!» На это можно смотреть часами и глаз не оторвать — такая вера. Студентам театрального отделения очень полезно посмотреть на отношение к работе на сцене этих людей — все делается с такой любовью и желанием.

pixabay.com

Задуматься о себе

Г. К. : Наши будни как колесо: утро — вечер, работа — дети — школа. Семейная жизнь превращается в рутину, погружаясь в которую, человек не успевает смотреть по сторонам. Но помимо большой квартиры и новой машины есть более важные ценности. Спектакль может изменить отношение человека к своей жизни. Ни в коем случае не к жизни этих людей — они уже приспособились и счастливы, что работают и занимаются любимым делом. Зрители могут задуматься о том, чтобы изменить что-то в себе, в своем существовании.

О. Б. : На фестивале арт-терапии «Нить Ариадны», который объединяет драматерапию, поэзию, живопись и танцы, лауреатом стал парень, который прикован к кровати и уже много лет не покидает больницу. Он написал четверостишие:

Пирожок с капустой,
Небо голубое.
Боже мой, за что же
Счастье мне такое?

Экспертное жюри парафестиваля «Театр. Территория равных возможностей»: заслуженный работник культуры РФ, художественный руководитель театра «Самарская площадь» Евгений Дробышев; заслуженный артист России, артист Самарского академического театра драмы Иван Морозов; заслуженная артистка России, артистка театра «СамАрт» Людмила Гаврилова; журналист, драматург Александр Игнашов; доцент кафедры хореографии Самарского государственного института культуры Эльвира Первова.
Метки

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение