Григорий Файн о «бермудском треугольнике», джазе и концертах за границей

25.07.2019

136

Автор: Татьяна Гриднева

Григорий Файн о «бермудском треугольнике», джазе и концертах за границей

Григорий Файн только что отметил 70-летие. Он член Союза композиторов России, преподаватель Московской консерватории, ведущий спецкурс «Искусство джазовой импровизации».

В столичном Доме музыки с 2005 года идут его авторская программа «Азбука джаза для детей и взрослых» и абонемент «Музыкальные сказки-импровизации Григория Файна». А в Малом зале Московской консерватории работает еще один абонемент — «Джаз-трио Григория Файна». Огромная загруженность! Но музыкант не оставляет вниманием ни свою малую родину, Нижний Новгород, ни ставшую родной Самару. Ведь именно в нашем городе родилась его любимая жена и здесь началась его музыкальная карьера. Григорий Анисимович рассказал о воспоминаниях и надеждах, связанных с Самарой.

— Вы назвали Самару одной из сторон вашего «бермудского треугольника», почему?

  — Так сложилась моя жизнь, что она проходит сразу в трех точках России — Москве, Нижнем Новгороде и Самаре.

Тем, что стал музыкантом, я обязан городу, где появился на свет. Мой папа не был профессиональным аккордеонистом, однако увлеченно играл в одном из творческих коллективов Нижнего. А ударником в их ансамбле был знаменитый актер Евгений Евстигнеев. Конечно, и у меня случился момент, когда в подростковом возрасте решил «завязать» с нудными занятиями на фортепиано. Но тут случилось чудо (не без вмешательства родителей). В нашей квартире появился замечательный педагог Валерий Островский. Он поддерживал меня в профессиональном и личном плане. Если на первый курс музыкального училища я поступил, прямо скажем, с трудом, то уже на третьем выступил на конкурсе Дмитрия Кабалевского и получил первую премию.

[box type=»info» align=»» class=»» width=»»]Свои юбилеи Файн по традиции отмечает концертами в трех городах. На этот раз они пройдут в сентябре в Москве, в октябре в Нижнем Новгороде, а в ноябре пианист выступит перед самарской публикой. [/box]

— Вы имеете в виду конкурс, который состоялся в Куйбышеве в 1967 году?

 — Да, тогда я впервые познакомился с Самарой. Признаться, не ожидал такого успеха, ведь в жюри были очень серьезные музыканты во главе с Дмитрием Кабалевским. Я получил из его рук приз за лучшее исполнение обязательного произведения «Речитатив» и «Рондо», автором которых он был. А еще на этом концерте присутствовала моя будущая жена Наташа Шаталова. Так что конкурс стал для меня поистине судьбоносным!

Григорий Файн о «бермудском треугольнике», джазе и концертах за границей

— Так вы познакомились с супругой на конкурсе Кабалевского в Куйбышеве?

 Нет, мы познакомились лично и начали встречаться, уже когда учились в «Гнесинке». А в 1974 году, после получения дипломов, когда пришло время выбирать место распределения, единогласно выбрали Куйбышев. К тому же меня уже знали в городе, официально приглашали на работу и обещали создать все условия для нашей молодой семьи.

— Как вы «заболели» джазом?

— В 15 лет услышал трио Оскара Питерсона, и это в большой степени решило мою судьбу. Его игра захватила меня.

— А с чего начинали, приехав по распределению в наш город?

— Я сразу, как говорится, взял быка за рога. Познакомился с энтузиастами из знаменитого ГМК-62 и старался всячески содействовать развитию джаза в городе. Мы организовывали знаменитые фестивали «Весна» и «Год». Но вскоре я был призван в ряды вооруженных сил. Там стал руководить армейским музыкальным коллективом. После демобилизации меня пригласили работать в оркестре Лундстрема. Затем позвали руководителем в оркестр Полада Бюль-бюль оглы. Когда коллектив распустили, на его базе при Самарской филармонии я организовал собственный оркестр «Олимп» и джазовое трио. Параллельно преподавал на эстрадно-джазовом отделении музыкального училища. Можно сказать, тогда мы заложили основы профессионального джазового образования в городе. Наконец, в 1978 году я получил право на сольные концерты со своим трио. Началось прекрасное время, когда мы гастролировали по всей стране.

— Выступали и за границей?

— Когда закончилась Советская власть, «Союзконцерт» прекратил свое существование. Это послужило началом нового этапа: нужно было выживать. Мне приходилось заниматься созданием вокального женского ансамбля, затем был шоу-ансамбль «Дивоцвет». Отдельным этапом можно выделить работу за границей: я начал записывать компакт-диски в Англии, выступать в Монреале и других городах мира. Удалось познакомиться с моим кумиром Оскаром Питерсоном и впоследствии сыграть вместе с корифеями джаза Мартином Дрю (ударные) и Лоренсом Коттлом (бас-гитара) концерт — посвящение великому джазмену.

Григорий Файн о «бермудском треугольнике», джазе и концертах за границей

— Но даже после успеха в Москве и за границей вы всегда приезжаете вновь в Нижний и Самару…

— Здесь мои корни, моя семья, которая стала очень большой: помимо троих детей у меня уже несколько внуков. Некоторые из них тоже стали музыкантами. У нас даже есть собственный коллектив Fine Family Show. Наконец, в Самаре и Нижнем у меня множество друзей и сподвижников. С 1980 года на протяжении 12 лет я возглавлял Самарский джазовый клуб. А в 2003-м создал клуб «Друзья джаза», который устраивал и устраивает свои музыкальные «заседания» в разных заведениях города. Я играю в составе постоянного коллектива. Мои самарские коллеги по квартету — музыканты столичного уровня. В Нижнем у любителей джаза уже есть постоянное место. Мечтаем о таком же месте «прописки» и в Самаре.

— Как обстоят дела с концертной деятельностью в Самаре?

 — У меня долгий опыт работы с Самарской филармонией — и положительный, и не очень. Здесь, спустя 20 лет после начала работы в городе, мне удалось создать джазовый абонемент, состоящий из восьми концертов. К сожалению, затем его передали Даниилу Крамеру. Так же как и наш джазовый фестиваль «Весна». А мне пришлось использовать свой опыт в Москве.

Но времена меняются. И в Самаре уже давно принимают на «ура» мои мюзиклы. Недавно прошла премьера шестой джазовой сказки «Снежная Королева». Исполняем мюзиклы вдвоем с певицей из Самары Ириной Алешиной.

Очень дружу с художественным руководителем филармонии Михаилом Щербаковым и возглавляемым им оркестром.

Моя первая соната для скрипки прозвучит в Самаре в исполнении Александра Иванова и Марии Чегодаевой. А в Москве представлю ее вместе со студенткой своего спецкурса в консерватории Алиной Батыгиной.

В моих планах — написать концерт для скрипки. Если о чем-то и жалею, так это о том, что довольно поздно начал свою композиторскую деятельность. В своих произведениях сочетаю классику и джаз.

Григорий Файн о «бермудском треугольнике», джазе и концертах за границей

— Я рад, что у меня и моих музыкантов много последователей среди самарской молодежи. Ученики джазового гитариста Игоря Трегубова сегодня известны по всей стране. Появились, чего у нас никогда ранее не было, очень приличные ударники. Растут молодые профессиональные джазовые коллективы. Меня удивляют великолепные местные джазовые певицы. Например моя бывшая ученица Елена Земскова. У нас в Самаре растет маленькая звездочка Саша Фракенберг, которая обязательно превратится в большую джазовую певицу. Очень ценю руководителя самарского джазового клуба «Движение» Дениса Рыбакова. Это энергичный, эрудированный и очень умный молодой человек. Так что эстафету нам, старым джазменам, в Самаре есть кому передать. Григорий Файн

 

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации