Культура

Как Самару наполняют культурой и положительными эмоциями

Каждый второй житель России никогда не был в музее, театре или консерватории.

Это свежая статистика от социологов «Левада-центра». А каждый третий россиянин приобщается к высокому искусству всего раз в год и даже реже.

А когда люди не идут в музей, тогда музей выходит к людям. В Самаре культурная волна может захватить прямо на улице. С начала июля несколько городских рекламных щитов перестали призывать купить товары и услуги. Билборды демонстрируют произведения современного искусства — картины питерского художника Андрея Попова. И это только один пример того, как с помощью художественных образов создавать психологически позитивную городскую среду. О том, как на улице хорошему учат, поговорили в пресс-центре «Самарской газеты».

Вместо рекламы

В этом году в Самаре реализуется проект открытой художественной выставки «Теплые чувства». Открытой в широком смысле — всем ветрам, дождям и взглядам прохожих. Работы Андрея Попова экспонируются в уличном общественном пространстве — на остановочных павильонах, рекламных баннерах и щитах. Оригиналы же выставлены в Самарском художественном музее. Вход туда также полностью открыт — посетить выставку можно бесплатно (0+). Представлено 40 работ, которые, без сомнения, вызовут у посетителя теплые чувства и заставят улыбнуться.

Попов — известный современный художник, мастер графики. Его герои — жители мегаполиса в простых и привычных ситуациях, на которые автор работ дает порой непривычный, но всегда ироничный и теплый взгляд. Его образы заставляют остановиться и отвлечься от суеты, задуматься и переоценить привычные вещи. Именно эта авторская манера сделала его работы узнаваемыми и принесла ему множество наград на международных художественных конкурсах, а также широкую известность в социальных сетях.

Самара стала пилотным городом размещения произведений искусства на рекламных конструкциях в уличном пространстве. Идея превратить улицы в импровизированный музей принадлежит команде проекта «Передвижники.рф».

— С какого-то момента нас как обычных горожан перестало устраивать засилье рекламы, такое обильное, хаотичное, какие-то цветовые неровности, — рассказывает арт-директор проекта «Цифровой музей Передвижники.рф» Дмитрий Вырыпаев. — Мы, собравшись небольшим коллективом товарищей, решили попробовать самостоятельно что-то изменить. Первый проект был классический, никакой ми-ми-мишности. Это были портреты из коллекции Самарского художественного музея. Мы назвали проект «Россия. Эпоха. Лица», поскольку во время подборки изображений открылась какая-то удивительная преемственность лиц. По сути, это все те, кто создавал и страну, и город. Второй проект — «Авангард на рубеже эпох». Мы каждый год размещали по 40 работ. И определили, что наилучшим местом будут остановки общественного транспорта. Там постоянный трафик, но ничего, по сути, не происходит, все вынуждены просто ждать. И на какой-то момент вот это внимание может быть зафиксировано на изображении. Человек вдруг видит то, что отличается от обычной обстановки — рекламы и другого информационного мусора. Это возможность вспомнить, что за кругом бытовых проблем есть нечто большее, на что можно потратить себя и свое время.

Третий проект энтузиасты решили посвятить современному искусству. И потому выбор пал на популярного художника Попова. В этот раз решили расширить методы и использовать не только остановки, но и большие рекламные баннеры. Идея вдохновила и сотрудников городской администрации.

— Все три упомянутых проекта мы действительно размещали на остановочных павильонах как социальную рекламу совершенно бесплатно для заказчика, — говорит представитель департамента городского хозяйства и экологии Татьяна Кабаева. — Готовы продолжать сотрудничество и в дальнейшем, готовы размещать интересные проекты. Жителям города, мне кажется, очень приятно в потоке информации внезапно получить такой сюрприз. Поэтому любая организация, которая к нам обратится с интересным социальным проектом, может рассчитывать на содействие, рассматриваем каждый запрос. В том числе мы обязательно размещаем на городских конструкциях информацию о культурных мероприятиях, если они бесплатны для жителей.

Теория работает

Нести искусство в массы решили не только в центре города, но и в отдаленных районах. И, как отмечают специалисты, даже в самых, казалось бы, неблагополучных местах картины избежали проделок вандалов.

— Та популярная теория разбитых окон, что разруха притягивает разруху, работает и в плане того, что гармония притягивает гармонию, — уверен Вырыпаев. — Там, где я живу, на щиты с картинами не клеили объявления, их резали, не рвали. Мы боялись этого, честно скажу. Также, когда мы ставили картины в школах для непростых детей, боялись, что снесут. Нет. Ни одна картина не пострадала.

Визуальная среда

Существует такая область знания, как «видеоэкология». Она изучает взаимодействие человека с окружающей видимой средой. Она рассматривает ее как экологический фактор. То есть визуальная среда влияет на состояние человека так же, как воздух и вода. Видимые объекты воздействуют непосредственно своим внешним обликом. Если на природе больших проблем с видеоэкологией практически не существует, то городская среда воздействует по-разному. Создание психологически позитивной среды — одна из задач современных архитекторов и дизайнеров.

— Городская среда влияет на человека и позитивно, и негативно, — говорит архитектурный обозреватель, градозащитник Армен Арутюнов. — Вопрос сложный и многогранный: что назвать позитивным, а что нет. Например, граффити и росписи на торцах фасадов — это позитив? Наверное, да. А раскрашенные фасады домов на Ново-Садовой — это позитив? В представлении обывателей, да. Это яркие краски, хорошо и красиво. Но в представлении специалистов, профессионалов, архитекторов — это полнейшая безвкусица. То есть можно с разных точек зрения посмотреть. Бывает, что какой-нибудь уродливый, в обывательском смысле, объект может гораздо лучше влиять на человека, чем стройные ряды домов в пригороде Самары. Нашему городу есть куда двигаться в обустройстве городской среды. Поэтому проект «Передвижники.рф» — это такая история, которая отличается от текущей деятельности. Здесь подчеркнуто позитивный момент, живопись Андрея Попова — это такое «ми-ми-ми».

— Позитивное для меня как для урбаниста-архитектора — это среда, которая способствует тому, что человек хочет остаться в городе, не хочет отсюда уезжать, — говорит главный архитектор проектов ТМ/project bureau Ирина Фишман. — И это не обязательно ухоженная среда. Кто-то любит эстетику таких заброшенных мест, как старый элеватор. И это держит человека в конкретном городе. А когда речь идет о реновации, подразумевая все старое снести, человека такой подход может оттолкнуть. Это мы увидели, когда общались с жителями разных малых городов, когда делали для них проекты по благоустройству. Каждый имеет некие якоря, за которые цепляется. Для кого-то это старое большое дерево, которое растет у него во дворе. И когда его спилят, человек может решить так: «Да ну его, весь этот город, я лучше уеду куда-нибудь».

Архитектурное влияние

Задача позитивной городской среды, по мнению экспертов, создавать ценность и идентичность того места, где люди живут. Чтобы каждый понимал, что это не просто какой-то город на Волге, а именно Самара. Город со своей историей, обычаями, средой и архитектурой.

— У меня очень часто возникает желание рядом с объектом архитектуры размещать фотографии, как выглядел он же много лет назад, — говорит Фишман. — Вот есть у нас ДК «Звезда», который был сильно видоизменен. В свое время это был один из величайших объектов модернизма. С потрясающими стеклами три на четыре метра. Уникальный по своей архитектуре, который изучают студенты-архитекторы во всем мире. А люди уже привыкли, что он с таким черным стеклом и все. То же самое — здание речного вокзала. Еще в 90-х он смотрелся совершенно потрясающе — эти пластины, вертикальный объем гостиницы «Россия». И я думаю, мы попробуем установить рядом с объектами такие фотографии. И люди увидят, что на самом деле у них очень красивый город, его просто нужно очистить от визуального мусора.
В прошлом году, во время Чемпионата мира по футболу, архитекторы Дмитрий и Мария Храмовы запустили проект «Модерн в облаках». Для него отобрали 18 памятников архитектуры, расположенных вдоль туристических маршрутов. Над зданиями подняли в воздух огромные гелиевые шары с графическим изображением, названием и годом постройки каждого объекта. Возле памятников архитектуры установили навигационные стенды с информацией.

— Цель этого проекта была обратить внимание на вроде как очевидную историю. Но опыт общения с людьми показал, что многие как раз благодаря проекту узнавали, что есть модерн, узнавали историю домов, — рассказывает соавтор проекта Арутюнов.

— Позитивная — это все-таки разнообразная среда, — рассуждает Вырыпаев. — Важно наличие разных проектов. Наш я не берусь оценивать. А вот, например, «Модерн в облаках» — вкусный проект. Подобные инициативы обращают внимание на те ценности, которые хранятся в городе, будь то коллекция портретов или архитектурное наследие. Я думаю, если мы будем иметь десятка два разных проектов, то в любом случае горожане выиграют. И ходить по улицам можно будет «не токсично».

Дизайн-код по-самарски

Сейчас идет работа над созданием дизайн-кода Самары. Это свод правил, определяющий внешний облик, оформление и порядок размещения стилистически совместимых элементов городской среды, исходя из архитектурных особенностей.

В отличие от градостроительных документов, которые определяют как строить, дизайн-код говорит как город должен выглядеть. В нем будут рекомендации по наружной рекламе, по содержанию фасадов зданий, по развитию облика улиц и общественных пространств, по уличной мебели и малым архитектурным формам, по применению навигационной символики.

Документ поможет вывести работу по реализации программы «Формирование комфортной городской среды» на регулярную контролируемую основу и позволит создать такой облик города, в котором все элементы будут между собой сочетаться.

— Дизайн-код — это практика, которая внедрена во многих регионах России, у наших соседей, — рассказывает главный архитектор Самары Игорь Галахов. — Есть и положительные, и отрицательные примеры. Естественно, мы хотим вооружить наших коммерсантов и нашу общественность именно положительными примерами и привнести их в правила благоустройства, чтобы были рычаги воздействия на нерадивых рекламодателей и заказчиков. Но пока видится, что дизайн-код в большей степени будет носить рекомендательный характер. А насколько это будет эффективно, в скором будущем покажет правоприменение этого документа. Он будет касаться в целом застройки и городского пространства. В том числе и общественного, и внутридворового. Все это, конечно, при максимальном внимании к мнению жителей. В конечном итоге, работать надо в интересах городского сообщества. И сама практика подскажет, какие регуляторы дополнительно ввести, чтобы дизайн-код был результативным.

Проект «Передвижники.рф» реализуется с декабря 2014 года. За это время более 150 организаций и предприятий Самарской области, а Москвы, Иркутска, Челябинска, Новосибирска, Минска стали его участниками. Это учреждения государственного управления, образования, культуры, соцзащиты, общественные, научные, производственные организации и коммерческие предприятия.
Метки

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение