Культура

Как самарская художница создает необычные открытки

Самарский сувенирный рынок недостаточно богат.

Матрешки, расписные ложки, тарелочки с изображением архитектурных памятников города и просто фотографии памятных мест. А хочется чего-то особенного. Что передало бы нашу любовь к родному мегаполису и было бы исполнено в необычной, запоминающейся манере. И вдруг мне попадает в руки набор — комплект открыток «Дома и люди старой Самары». Автор — Зинаида Петренко.

С доброй усмешкой

Видно, что поработала она с душой не только над каждой миниатюрой, но и над подачей своих произведений. Оригинальная картонная упаковка, в ней обложка из папиросной бумаги, на которой слова святителя Алексия, написанные старинным церковно-славянским шрифтом: «На сем месте будет город Самара, в котором просияет благочестие, и оный город никогда и никем разорен не будет». Открываешь обложку, разглядываешь открытки — и дух захватывает от изящества миниатюр. С доброй усмешкой автор изображает людей разных сословий, занятых своими делами на улицах города.

Вот мимо загородной дачи Константина Головкина спешит крестьянка с гусем в корзинке — видно, собралась продать его на рынке. Сама румяная, кровь с молоком. Молодка усмехается, глядя на чудных зверей — слонов, которые по барской прихоти застыли белыми изваяниями у ворот странного дома. Крестьянка — большая модница. Душегрея на ней оторочена лисьим мехом, юбка — из ивановского ситца, а на голове — павлопосадская шаль. Видно, что продаст гуся — и в магазин за городскими обновками.

А вот дама в наряде, сшитом по парижской моде, выгуливает собачку прямо напротив пряничного домика Те-Клодта. Прямо по Чехову, за ней увязался господин с бородкой и усиками, в пальто с меховым подбоем. Вероятно, в ресторацию приглашает. День-то праздничный: вдали горожанки обступили бродячего музыканта и ну под барабанную дробь напевать да приплясывать. Масленица, наверное.

А вот и собственный особняк господина архитектора Зеленко. Не он ли сам с супругой вышел из парадной? Ну нет. Все-таки, наверное, это новые жильцы. Ведь Александр Устинович рассорился с Ниной Шлегер еще до окончания строительства спроектированного им самим дома. Да с горя и уехал в столицу.

Подробно выписан уютный немецкий домик, выстроенный в стиле фахверк по проекту архитектора Георгия Мошкова. Получающая конверт из рук почтальона дама явно из поволжских немцев. На ней черная шляпа с высокой тульей и европейского покроя платье с кружевным воротником и обилием пуговиц на длинных манжетах.

Музейный опыт

Наконец, видим особняк Сандры Курлиной. Он необычных цветов — серого и сдержанно-лазурного. Отделан плитками благородного дымчато-зеленого оттенка.

— По проекту Зеленко фасад дома Курлиных должен был быть именно таким, — утверждает Петренко. — Это любимые расцветки архитекторов, работавших в стиле ар-нуво.

Ей ли не знать все доподлинно об этом знаменитом самарском доме? Долгое время автор миниатюр работала главным художником областного краеведческого музея. Ее мастерская располагалась прямо в особняке Курлиных. Был доступ к архивным данным по этой теме.

Приходилось вместе с музейщиками изучать и костюмы народов Поволжья. Создавать эскизы концертных костюмов для ансамбля «Калинка». А история самарских памятников архитектуры и вовсе стала для Петренко страстным увлечением. Обратите внимание: каждая открытка в наборе имеет пояснительную часть — кем и когда было построено здание, в каком архитектурном стиле. То есть сувенирный набор имеет не только эстетическое, но и познавательное значение.
Петренко создала по заказу Русского географического общества в 2018 и 2019 годах богато иллюстрированные календари, посвященные Самарской губернии.

— Я храню в памяти мои беседы с заслуженным архитектором РСФСР Ваганом Каркарьяном, — рассказывает художница. — Именно к нему обращалась за консультацией, когда писала пейзажи Самары или делала эскизы витражей, ваз или тарелочек с видами нашего города. Никто не знал историю самарской архитектуры так, как он.

Дивная природа

Отдельная история — увлечение художницы флорой и фауной Самарской луки. Она собирает ботанические и биологические атласы, чтобы как можно правдоподобнее изобразить богатый животный и растительный мир наших мест. Ее полупрозрачные стрекозы и тончайших оттенков хрупкие бабочки оживают в витражах или на стенках стеклянных сосудов. Даже в столице считают, что мало кто из художников России может создавать подобные шедевры.

— Мне часто заказывают вазы к юбилеям выдающихся деятельниц культуры и науки, — рассказала Петренко. — Горжусь, например, тем, что мое творение преподнесли недавно великой актрисе и режиссеру театра «Современник» Галине Волчек.

А еще самарская художница занимается книжной графикой. К сожалению, пока в качестве иллюстратора она не слишком востребована. Меня восхитила изданная на нескольких языках специально для лингвистической школы сказка Шарля Перро «Красная Шапочка». Выразительные, полные движения и присущего Петренко легкого юмора картинки не могут не привлечь внимания юных читателей.


Зинаида Петренко

Родилась в Самарской области. Училась в куйбышевской художественной школе №1 имени Григория Зингера, затем в Пензенском художественном училище имени Константина Савицкого. Основные направления в творчестве: роспись декоративных элементов интерьера, книжная графика, создание сувенирной продукции. Тематика: исторические мотивы, флора и фауна (птицы, животные, занесенные в Красную книгу). Участвовала в реставрационных работах в Доме Курлиных. Сотрудничает с частными галереями Европы, принимает участие в международных выставках.
Метки

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение