Денис Мацуев о первом приезде в Самару и проблеме музыкальных инструментов в стране

06.06.2019

41

Автор: Маргарита Петрова

Фотограф: Екатерина Елизарова

Денис Мацуев о первом приезде в Самару и проблеме музыкальных инструментов в стране

С 3 по 5 июня на нескольких площадках Самары впервые прошел Международный фестиваль «Денис Мацуев и друзья».

В течение трех дней на сцене филармонии и оперного театра звучала классическая, современная и джазовая музыка. Исполнители — народный артист России Денис Мацуев, другие признанные мастера мирового уровня. Состоялось знакомство слушателей и с новым поколением молодых талантливых музыкантов.

На пресс-конференции Мацуев рассказал о своем первом приезде в наш город, о том, как возникла идея фестиваля и о важности музыкального образовании.

Встреча с близкими людьми

— Самара для меня — особое место. Впервые я приехал сюда 25 лет назад. Никогда не забуду этот визит. Он был очень необычным. Дело в том, что в 1994 году я стал стипендиатом фонда «Новые имена». Мы начали гастролировать по всему миру. В декабре ездили в Индонезию по приглашению знаменитого президента Сухарто. Всех настолько растрогало наше выступление, что глава государства подарил нам поездку на Бали. Мы там так хорошо отдохнули, что я обгорел. Поезд из Москвы опоздал, и я вбежал на сцену практически прямиком из купе. У меня слезала кожа, что очень удивило людей. В то время было невозможно представить загар в декабре. Так и прошел мой первый концерт в Самаре. Он был сборным. В нем также принимали участие Саша Дильдин, Дима Коган.

Мне казалось, что я сыграл очень плохо. Но сложились очень хорошие отношения с самарской публикой. Каждый приезд — это встреча с близкими людьми. За четверть века я побывал здесь более 20 раз. Много разных программ. Что-то играл здесь в первый раз. Небольшой фестиваль, который я придумал, давно назрел здесь. Уверен, эти три дня взбодрят филармоническую жизнь Самары.

Денис Мацуев о первом приезде в Самару и проблеме музыкальных инструментов в стране

Новые имена и джазовые импровизации

— Открытие фестиваля — концерт с маэстро Щербаковым и симфоническим оркестром. В первом отделении — выступление юного маэстро Енисея Мысина. Ему восемь лет, три года назад мы нашли его на проекте «Синяя птица», куда он в пятилетнем возрасте приехал из Ставрополя. Его тут же пригласили в Москву в Центральную музыкальную школу. Он делает большие успехи, сочиняет музыку — практически каждый день пишет новое произведение. Имеет большой опыт игры на фортепиано в сопровождении оркестра. Также в концерте одна из самых уникальных скрипачек нашего времени Александра Конунова. Лауреат конкурса Чайковского, которая имеет сногсшибательную карьеру. Я уговорил ее приехать сюда, выделив время в очень насыщенном графике: накануне она играла в Израиле, после Самары — Швейцария. Сейчас не так много настоящих скрипачей.

Второе отделение — посвящение моему любимому композитору Сергею Рахманинову. Это сложнейший Четвертый концерт, который, к сожалению, не так популярен, как Второй или Третий. Но для меня это совершенно уникальное, глубинное произведение. Он был написан после отъезда из России, пропитан ностальгией, наполнен другими гармониями, джазовыми ритмами. Я его выучил относительно недавно, и он сейчас один из самых моих любимых.

Второй день — сольный концерт с программой, которую отыграл в тридцати столицах мира в этом году. Хорошо «обкатал» ее перед Самарой. Третья соната Бетховена, Вариации на тему Корелли Рахманинова и Четвертая баллада Шопена.

В последний день — совершенно необычный концерт. Я хотел привести его именно в Самару, потому что с этим проектом мы здесь еще не были. Он называется «И классика, и джаз». Последний раз в вашем городе джаз я играл десять лет назад с Георгием Гараняном.

Никогда не называл себя джазовым музыкантом, но это моя страсть. Я обожаю импровизацию. Во всем.
Со мной выступают: контрабасист Андрей Иванов, ударник Александр Зингер, потрясающий мультиинструменталист Аркадий Шилклопер, неоднократно бывавший здесь, и выдающийся баянист Айдар Гайнуллин. А также звезда американского джаза, блестящая певица Шенда Рулл.

На одной сцене с нами юные коллеги, стипендиаты фонда «Новые имена» и победители проекта «Синяя птица»: 11-летняя саксофонистка Софья Тюрина, 14-летний барабанщик из Курска Даниил Гулевич, уникальная искорка — девятилетняя балалаечница из Тамбова Анастасия Тюрина (однофамилица Софьи).

Интрига этого концерта — чистая импровизация. Эту же программу 14 июня мы будем играть в Кремлевском дворце.

Обещаю, что фестиваль станет ежегодным, и я неоднократно вернусь с очень насыщенной программой.

Одна из моих главных целей — показать в Самаре музыкантов, которые здесь еще никогда не были, но уже делают большую мировую карьеру. И найти таланты здесь.

Денис Мацуев о первом приезде в Самару и проблеме музыкальных инструментов в стране

Добавить к цифре и букве ноту

— В Тольятти прошли мастер-классы нашего фонда «Новые имена». Мы отбирали «искорок». Это выражение Иветты Николаевны Вороновой — основателя фонда, придумавшей его 30 лет назад. Все мы, музыканты моего возраста и младше, многим ей обязаны. В прошлом году фонд получил президентский грант и очень гордится этим. Мы посещаем минимум 20 регионов в год. Самара, конечно, тоже вошла в их число. Пять стипендий вручили детям из вашей области. Это уникальные путевки в летнюю творческую школу в Суздале. Ребята стали членами нашей большой семьи, и, я надеюсь, добьются больших успехов.

В рамках нацпроекта «Культура» Самарской области подарено 10 фортепиано. Вместе с Валерием Гергиевым мы подняли проблему музыкальных инструментов в стране. У нас нет ни одной фабрики по их производству. В советское время почти в каждой семье было пианино, и дети ходили в музыкальные школы. Сегодня в учебных заведениях стоят допотопные, разбитые инструменты. Начинать на них свой путь в музыке очень трудно. К счастью, несколько фабрик заработало, и история сдвинулась с места.

Надеюсь, новые инструменты позволят молодым искоркам засверкать гораздо раньше, чем с помощью «Иртыша» и «Красного Октября». Это были замечательные пианино, спасибо им, что протянули столько времени — 50-60 лет, но настала пора их менять.

Уверен, что дети наравне с цифрой и буквой должны познакомиться с нотой. Вне зависимости от того, станут они музыкантами или нет. Это наша потенциальная публика. Они будут приходить в концертные залы, расширять кругозор. Главное, чтобы музыкальные уроки не были скучными. Также многое зависит от того, что слушают родители, — это ведь все откладывается на подкорку. Неталантливых детей не бывает. Главное — вовремя заметить и развивать талант.

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации