В рамках фестиваля «ПоМост» заложили камень будущего помещения театра-студии «Грань»

28.05.2019

5

Автор: Маргарита Петрова

В этом году фестиваль «ПоМост» был посвящен самому заметному и при этом мало обсуждаемому элементу сценического искусства — свету. С 20 по 25 мая в Новокуйбышевске были показаны спектакли — номинанты и лауреаты «Золотой Маски».

— Ранее фестиваль носил название «ПоМост. Провинциальные театры России». В этом году мы решили отказаться от этой формулировки и посвящать каждый смотр узкой специализированной тематике. В 2019 году это свет, — рассказал художественный руководитель фестиваля, режиссер театра «Грань» Денис Бокурадзе.

Чайка — птица хищная

Открыл фестиваль спектакль Российского государственного академического театра драмы имени Федора Волкова «Чайка. Эскиз». Ярославцы привезли в Новокуйбышевск постановку одной из самых популярных пьес мирового драматического репертуара.

Режиссер-постановщик Евгений Марчелли подчеркивает театральность пьесы Чехова. В начале первого действия персонажи дефилируют перед зрителями в концертных костюмах и говорят в микрофоны. Они индивидуальные у каждого актера. Кроме того, на авансцене, где происходит все действие, выстроились микрофоны на стойках. «Концертная версия» спектакля становится объемной только в момент, когда Константин Треплев (Кирилл Деришев) разыгрывает перед местным бомондом свой прерванный спектакль.

Лучи внимания публики направлены на исполнительниц главных ролей. С момента появления на сцене и на протяжении всего спектакля невозможно оторвать взгляд от Аркадиной в исполнении Анастасии Светловой. Дорогие очки и стильная короткая стрижка, роскошные современные туалеты, вариации тембра голоса от ласкового до глумливого и невероятная харизма, без сомнения, делают эту героиню центром маленького деревенского кружка интеллигенции и всей постановки.

Тем абсурднее на ее фоне выглядит юная протеже сына великой актрисы — Нина Заречная (Алена Тертова). Режиссер выводит на сцену существо скорее нелепое (торчащие хвосты, рваные колготки под штанами, толстовка, черное белье под белым прозрачным платьем). Небрежность деревенской девочки? Или роль, в которой она приглянулась Косте Треплеву? В пользу второй гипотезы говорит тот факт, как она меняется, становясь более женственной, открывая охоту на любовника Аркадиной — известного беллетриста Тригорина (Николай Зуборенко).

Марчелли неоднократно показывает зрителям, что Заречная — хищница, идущая к своей цели (стать известной актрисой) по головам и трупам (например, чайку в ярославском спектакле убивает именно это юное создание). Ближе к финалу ее становится слишком много. Заречная буквально растраивается.

Постановщик предлагает на выбор несколько финалов завершения истории. Останется ли Нина с Константином, бросит ли его или будет блистать в самой первой пьесе Треплева? Выбрать можно любой вариант, ведь как доказывает нам столп блестящей мишуры, взрывающийся вверх при роковом финальном выстреле, это все не взаправду.

О насекомых и вине

Еще более отвлеченную реальность показал театр из Екатеринбурга «Провинциальные танцы». Его художественный руководитель и хореограф Татьяна Баганова поставила спектакль «Имаго-ловушка». Эта работа — лауреат премии «Золотая Маска-2018» в номинации «Лучший спектакль современного танца». История, навеянная фабулой басни «Стрекоза и Муравей», бесконечно дробится на хореографические этюды. В них безупречность профессионального исполнения доминирует над сюжетом.

«Имаго-ловушка» наглядно демонстрирует возможности световой партитуры в театре. Персонаж бабочка, на разноцветном фоне пробуждающаяся для жизни, так искусно подсвечена на темном пространстве сцены, что не всегда понятно, где кончается тело артистки и начинается декорация.

Единство окружающего мира и внутреннего состояния персонажей смог перенести на сцену из романа Рэя Брэдбери главный режиссер Глазовского драматического театра «Парафраз» Дамир Салимзянов. Постановщик удачно решает почти невыполнимую задачу — визуально воплотить прозу американского писателя, сотканную из ароматов, метафор и мимолетных воспоминаний о детстве.

Первые полчаса спектакля пролетают незаметно. Ироничные и трогательные истории, которые для каждого зрителя являются близкими и своими, смотришь с теплым чувством в груди и улыбкой на губах. Но потом дидактические задачи берут верх над вдохновением. Постановщик, видимо, решает, что нужно рассказать о ценности человеческой памяти, о том, что возраст не имеет значения, о том, что ребенка могут буквально убить эмоциональные переживания. Все это утяжеляет повествование, и оно расползается.

Спектакль помимо воли постановщика условно делится на две части. О детях и забавном мире, полном чудес и странностей, в котором они живут. И о взрослых, которые ничего не могут понять, все стремятся объяснить и потому на фоне непосредственности и искренности младших персонажей выглядят фальшиво.

Световое оформление постановки позволяет публике воочию увидеть волшебство вина из одуванчиков в виде золотистого света, разливающегося по сцене.

Выходят на улицу

Организатор фестиваля, театр-студия «Грань», представил два своих спектакля. Это премьера 2019 года «Манкурт» по легенде Чингиза Айтматова и «Старший сын» по пьесе Александра Вампилова. Художник по свету обоих спектаклей — Евгений Ганзбург (Санкт-Петербург).

Частью «ПоМоста», созданного основательницей «Грани» Эльвирой Дульщиковой, всегда были выставки и инсталляции. В этот раз в фойе театрально-концертного комплекса «Дворец культуры» зрителей встречала работа Дмитрия и Марии Храмовых. Название — «Грани света». Игра лучей, зеркал и тени перемещала гостей в загадочное пространство, где каждый становился героем и участником невероятного путешествия. В рамках фестиваля также работали выставки, посвященные Дульщиковой и спектаклям «Грани» «Король Лир» и «Корабль дураков».

Завершился «ПоМост» воздушным шоу с элементами спортивной вертикальной акробатики Kaosmos от испанской группы Puja. Ради того чтобы расширить пространство фестиваля и включить в его программу представления на открытом воздухе, в этом году форум перенесли с апреля на май.

— Для нас важно, что мы не ограничиваемся залом на 600 человек, а выходим на улицу, — отметил Бокурадзе.

Также в последний день фестиваля состоялось историческое событие — закладка камня будущего помещения театра-студии «Грань». Арт-объект в виде фрагмента кирпичной стены (автор — Дмитрий Храмов) установлен в центре Новокуйбышевска в сквере «Слава труду». По словам Бокурадзе, это событие знаковое на уровне страны: впервые в новой истории России начнется строительство здания театра в малом городе.


Читайте также:

Культура

Приглашение к путешествию. Как современные художники увидели Шарля Бодлера

Рассказываем, почему стоит посмотреть новую выставку в «Виктории»

Культура

Время Шостаковича. Многожанровый форум стартовал в Самаре

В городе проходит одно из самых ярких культурных событий

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации