В Самарском театре драмы представили спектакль по рассказам Василия Шукшина

Повышенное внимание к премьере «Вот так и живем» в театре драмы легко объяснить.

Выпускник курса Вениамина Фильштинского Санкт-Петербургской академии театрального искусства Михаил Лебедев представил свой первый спектакль в должности главного режиссера. Год назад самарская публика увидела его постановку «Роковая ошибка» по повести Михаила Рощина. Теперь он обратился к прозе другого русского писателя — Василия Шукшина.

Рассказы этого автора привлекают кино- и театральных режиссеров глубиной поставленной проблемы, тонкостью юмора, точностью характеров. Экзистенциальные кризисы простого человека он описывает как некую, почти мистическую составляющую деревенского быта. Кажется: живи да радуйся. Хата есть, жена, дети, работа. По воскресеньям — баня и чекушка. Чего еще? Ан, нет. Болит где-то внутри. Тянет что-то. Неведомое. И посему пугающее.

Простота предложенных обстоятельств выражена на сцене минимальным количеством декораций (художник-постановщик Наталья Чернова). Деревянные дощатые стены, четыре некрашеные скамейки да эмалированное ведро с водой. На этом фоне становятся заметнее предметы, вокруг которых разгораются нешуточные страсти: будь то невиданные сапоги, которые муж вдруг решил купить жене или микроскоп, ставший смыслом жизни для другого героя. Двенадцать молодых артистов на сцене воплощают персонажей пяти рассказов Шукшина. В последнем — шестом — появляется еще один актер. Но об этом позже.

Как в калейдоскопе, где из одних и тех же стеклышек складываются разные узоры, режиссер, жонглируя одними и теми же артистами, рассказывает самые разные истории. Обходясь практически без переодеваний, исполнители примеряют различные образы, приятно удивляя зрителей.

Например, вечному герою-любовнику на сцене Владимиру Морякину превосходно удается комедийная роль «ботаника» — забитого женой ученого-любителя. Алина Евневич хороша не только в традиционном амплуа роковой красавицы, но и в целой галерее заботливых матерей в других новеллах. Потрясающие по глубине и остроте чувств образы создают актеры, у которых, к сожалению, давно не было главных ролей — Иршат Байбиков и Сергей Маркелов. Два, можно сказать, противоположных персонажа выпала удача представить новичку труппы — Алексею Егоршину. Отдав должное его природным данным в первой новелле «Беспалый», где тот выступает в качестве мачо, Лебедев показывает нам совершенно другого артиста в главе «Случайный выстрел». Алексей представил не только драматическое дарование при создании образа одноногого, но и недюжинную физическую подготовку в сложных трюках.

Движения в спектакле много. Режиссер совместно с хореографом Павлом Самохваловым органично вплетают танцевальные движения в быт персонажей, создавая нечто среднее между обычной жизнью и метафорой.

Но так ли уж проста «обычная» жизнь, если человек в ней задается непростыми вопросами? Что не дает ему быть счастливым? Сварливая жена? (великолепную череду разнообразных стерв всевозможных оттенков являет публике актриса Анастасия Ермилина.) Куда же девается любовь? И кто виноват в этом? И самое главное — что делать? Пьянство и самоубийство в качестве ответа не устраивают ни автора рассказов, ни автора спектакля. Где же искать его?

И здесь на сцене появляется поп. Малоприятное именование, унаследованное советской Россией из пушкинской сказки. Появляется очень эффектно. Вообще традиционный для режиссеров прием — темные силуэты фигур на подсвеченном заднике — постановщик использует мастерски. И так же удачно иллюстрирует происходящее музыкой.

В роли духовного наставника для мечущегося в тисках депрессии героя рассказа «Верую!» выступает патриарх самарского театра драмы, его сакральная святыня — народный артист России Владимир Борисов. Он подавляет ищущего ответ героя не столько ростом (персонаж Сергея Видрашку не уступает ему, несмотря на сгорбленные плечи), сколько авторитетом. И начинается эмоциональная беседа о самом главном: как жить и для чего. Последняя новелла — не попытка подвести итоги, а желание, по крайней мере, задать правильные вопросы. Тема болезненная не только для пришедшего за советом деревенского жителя, но и для самого священнослужителя. И для Шукшина. А живая реакция в зале позволяет думать, что и для зрителей тоже.

Метки

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение

Close