Культура

В Самаре работает выставка автохромов Леонида Андреева

На днях в филиале Литературного музея «Горький Центр» открылась выставка, посвященная увлечению одного из самых популярных писателей начала ХХ века.

Она носит название «Живой цвет: автохромы Леонида Андреева».

— Леонид Андреев мечтал стать художником, — рассказал старший научный сотрудник Самарского литературно-мемориального музея имени Горького Илья Приданцев. — Дружил с русскими импрессионистами. Даже одного из своих сыновей назвал в честь Валентина Серова. Но с живописью у него не задалось, и увлечение автохромами стало своеобразной компенсацией. Некоторые из представленных работ напоминают картины импрессионистов.

Этому увлечению русский писатель отдавался в своем доме в финском местечке Ваммельсуу. На выставке в самарском музее можно увидеть изображение причудливого особняка Андреева, построенного по проекту архитектора Андрея Оля (совместный портрет с которым также присутствует в экспозиции). В огромном 15-комнатном доме отдельное затемненное помещение было специально отведено для проявления автохромов. Домашние называли его «палатой № 6», подразумевая одержимость Андреева цветной фотографией.

За всю жизнь он сделал более 1500 автохромов. Из них сохранилось около 400, большая часть находится в британском городе Лидс, в русском архиве Андреева.

На выставке в Самаре представлены 53 копии автохромов из собрания орловского музея.
Волжане создали экспозицию, содержащую двойное высказывание.

— Мы решили поиграть на контрастах, — отметил Приданцев. — Литературная репутация Андреева довольно мрачная. Он известен как писатель, который извлекает наружу темные и извращенные качества человеческой личности. Самые известные его тексты представлены в рамках экспозиции в виде пластин, которые могли бы быть использованы для изготовления автохромов. Мрачный мир произведений Андреева и его увлечение цветной фотографией составляют яркий контраст.

    Экспозиция тематически поделена на три основные части. Работы в первом зале посвящены тематике путешествий Андреева в Марсель, Венецию, на развалины замка Ив и другие. На противоположной стене разместились семейные снимки — изображение супруги, а также жилища писателя. Про его знаменитый дом ходило много легенд. Например, что в деревянной башне он прячется от многочисленных поклонниц. Запечатлел литератор и свой знаменитый флот: у него было много судов и лодок. Следующий зал украсили снимки внутреннего убранства дома Андреева, автопортреты и фото его детей.

    Музей предпринял попытку воспроизвести «палату № 6». Только там разместили не автохромы, с которыми работал писатель, а его мрачные тексты. В темной комнате в виде слайдов демонстрируются отрывки из произведений «Красный смех», «В тумане», «Стена». Возникающие словно из ниоткуда строчки и затемненность пространства создают иллюзию, будто находишься в голове известного писателя. И только одно светлое пятно бросается в глаза — самый яркий автохром выставки, на котором изображены дети и племянники Андреева.

    Дополнили выставку несколько подлинных фотоаппаратов начала ХХ века, предоставленные Самарским музеем фотографии. С одним из подобных мог работать Андреев.

    В рамках выставки в музее пройдут мастер-классы по фотографии и текстам писателя, лекции.

    Выставка «Живой цвет: автохромы Леонида Андреева» (16+) продлится в «Горький Центре» (улица Куйбышева, 113) до 31 мая.

    Автохром — первая в мире технология цветовой фотографии, пригодная для массового применения. Запатентована в 1903 году братьями Люмьер. В 1907-м автохром вышел на рынок. Оставался единственным массовым способом съемки вплоть до 1935 года. Материалом основы для фотографии до 1930-х было стекло, затем его заменила пленка. Изображение получалось в единственном экземпляре. Фактически это был растровый диапозитив (позже — слайд), поэтому тиражирование не представлялось возможным. Автохром просматривался с помощью диаскопа или диапроектора. Хотя самым простым и доступным способом оставался взгляд на просвет.
    Метки

    По теме

    Добавить комментарий

    Комментарий появится после модерации.

    Газета

    Приложение