В Художественном музее открылась выставка самарского пейзажиста Геннадия Филатова

Ее можно посетить до 12 мая

Волга — это для него центр мироздания. Природа ее берегов вдохновляла художника в любое время года.

В Художественном музее открылась выставка одного из лучших пейзажистов города Куйбышева. Прошло 40 лет со дня его безвременного ухода из жизни. Однако за минувшее время мало появилось современных живописцев, кто может соперничать с ним по мастерству и проникновенности в изображении речных пейзажей.

Залы музея расцвечены золотом картин, изображающих Жигулевские горы в осеннем наряде. Рядом бело-синие льдины, застопорившиеся у берега во время половодья, и налитый влагой сугроб, тающий под первыми весенними лучами. Серебром отливают покрытые дымкой волжские дали. Яркой зеленью вспыхивают поля вдоль дороги, по которой несется автобус, уносящий нас в благодатное лето. Серпантином извиваются покрытые серым асфальтом дороги в Жигулевских горах…

— Моего отца все считают коренным самарцем, — рассказала на открытии выставки дочь мастера Марина Филатова, — однако он москвич. Просто во время Великой Отечественной наша семья была эвакуирована в Куйбышев. И еще мальчишкой отец влюбился в этот город, в Волгу и в великолепную природу Самарской луки.

Филатов окончил Пензенское художественное училище и вернулся в Куйбышев в начале 1950-х годов. Много работал по госзаказу, воспевая то, как человек покоряет природу. Поэтому его картины — это еще и свидетельства промышленного развития региона.

— Я пришла на работу в Художественный музей в начале 60-х годов и сразу познакомилась с работами этого пейзажиста, — рассказала искусствовед Татьяна Петрова. — Дело в том, что в то время существовал государственный заказ. И художников отправляли освещать важные государственные темы. Филатов ездил на строительство Волжской ГЭС имени Ленина, в поселок нефтяников в Зольном, изображал только что созданное людьми Жигулевское море, «главную улицу России» — трудовую Волгу, ее баржи и буксиры. Часть этих работ попадала в наш музей, другая отправлялась для оформления санаториев, гостиниц и так далее. Мы тогда не очень ценили созданные по заказу картины. Однако сейчас я смотрю на них другими глазами. В каждой из работ Филатов смог точно отразить собственное ощущение от увиденного. А он действительно, нисколько не кривя душой, восхищался трудовым подвигом земляков и мастерски передавал состояние окружающей этих людей природы.

Сам музей представил на выставку 18 работ художника из своих фондов. Одна из них попала сюда не так давно. Самарец принес искусствоведам найденный на помойке возле закрывшегося санатория рулон. Оказалось, что это свернутый холст масштабного полотна Филатова. Отреставрированное, оно сейчас стало украшением юбилейной выставки.

Еще 30 этюдов разного времени кисти Филатова предоставил частный коллекционер Сергей Рудняев. Они прекрасно дополнили экспозицию. Полотно «Поселок нефтяников» окружено тремя подготовительными этюдами. По ним можно проследить, как менялись цветовая гамма, композиция картины в процессе ее обдумывания. И насколько тщательно художник работал над отдельными ее фрагментами, например над изображением стволов окружающих поселок осокорей. Жемчужиной коллекции Рудняева стал триптих, написанный на картонках. Если их сложить вместе, то увидишь, как по Волге движется длинный плот, который тянет буксир. Часть плота еще держится, а другая постепенно распадается на отдельные бревна. Такого больше не увидишь сейчас. А в 50-е художник рисовал это с натуры.

В 70 — 80-е годы Филатов обращается к более лиричным пейзажам. Они передают его собственное настроение, мир душевных переживаний.

— Мы можем поставить Филатова в один ряд с такими нашими прославленными мастерами, как Валентин Пурыгин, Иван Комиссаров, Юрий Филиппов, под влиянием которых сформировался почерк современных самарских пейзажистов, — замечает Рудняев. — Но если те покидали родные места, увлекаясь видами средней полосы России, Севера, других стран, то Филатов до конца остался верен Волге. Это истинно самарский художник, патриот своей малой родины.

Выставка продлится до 12 мая. (0+)

Метки

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение

Close