В Самару привезли уникальную выставку предметов из олова и серебра

Их изготовили в художественных мастерских немецкой фирмы «Кайзер и сыновья» в конце XIX — начале XX века.

Залы верхнего этажа особняка Курлиной в марте как будто ожили. Их заполнили предметы быта, выполненные из сплава олова и серебра в художественных мастерских немецкой фирмы «Кайзер и сыновья» в конце XIX — начале XX века. Выставка включает в себя более 60 произведений искусства из коллекции Сергея Гнилицкого.

Это первая подобная экспозиция в России и вторая за последнее время в мире. До этого фирму «Кайзерцинн» представлял только Нью-Йорский музей современного искусства.

Основатели нового стиля, в основе которого лежал принцип следования природе одновременно с использованием новейших технологий, полагали: красота должна окружать человека повсюду — на улице, на работе, в быту. Поэтому даже предметы массового спроса стали изготовлять с участием известных художников.

Так случилось и в мастерских известной немецкой фирмы по производству посуды. Один из сыновей ее основателя Энгельберт Кайзер пригласил на работу самых ярких представителей югендстиля. И они принялись за работу. По мнению скульпторов — модельеров Хуго Левена, Германа Фаузера и Карла Бергхоффа, материал для текучих форм их произведений требовался особый. И они решили возродить старинную оловянную посуду, которая была ранее очень распространена в Европе. А для стойкости и блеска добавлять серебро. Отметим: в ту эпоху стоимость обоих материалов была почти одинаковая. Однако мастера предпочли именно олово из-за его пластичности и изысканного оттенка.

;

 

    В 1894 году были выпущены первые предметы, разработанные художниками в Кельне. А саму фирму переименовали в «Кайзерцинн», то есть «Олово Кайзера». Подсвечники, пепельницы, лампы, стаканы, вазы, чайные и кофейные сервизы стали производить на фабрике в городе Крефельде для массового спроса. Однако каждый предмет носил собственный номер, начинавшийся с 4 000. Первая цифра обозначала саму фирму.

    Участие в международных выставках — в Париже в 1900 году, Турине в 1902-м и Сен-Луисе в 1904-м — принесло изделиям марки заслуженный успех и популярность на многие годы.

    Однако художественная ценность изделий «Кайзерцинн» сошла на нет вскоре после смерти Энгельберта Кайзера в 1911 году. Его наследники быстро перешли к более простым и экономически выгодным проектам. Одновременно созданные по замыслу Энгельберта предметы стали раритетными. Их количество так и не перевалило за 1 000. Первое изделие за номером 4 000 выпущено в 1894 году, а последнее, за номером 4 999, — в 1925-м.

    — Фирма «Кайзер и сыновья» создала варианты декора, вдохновленные как флоральным французским ар-нуво, так и линеарным югендштилем, — рассказывает коллекционер Сергей Гнилицкий. — Это одна из первых попыток через серийное производство сделать доступным для широких слоев населения современные, со вкусом оформленные предметы быта. Фирма Кайзера — одно из наиболее успешных предприятий эпохи модерна как в самой Германии, так и за ее пределами. В России не осталось произведений фабрики «Кайзерцинн», и мне приходится искать их на европейских аукционах.

    Сергей Гнилицкий родился и провел детство и юность в нашем городе. Сейчас живет и работает в Москве. Первую презентацию своей коллекции решил провести именно в Самаре.
    Метки

    По теме

    Добавить комментарий

    Комментарий появится после модерации.

    Газета

    Приложение

    Close