Ученые Самарского университета сделали открытие, которое поможет в поиске пригодных для жизни экзопланет

25.02.2019

Автор: Виктория Анистратова

Их работа вызвала широкий интерес мирового научного сообщества.

Ученые Самарского университета рассчитали константы, характеризующие излучение, идущее, в том числе, от экзопланет, потенциально пригодных для жизни.

Свои выводы они изложили в статье, опубликованной в британском журнале Physical Chemistry Chemical Physics. Работа вызвала широкий интерес научного сообщества, а редакционная коллегия журнала включила ее в число наиболее ярких публикаций 2018 года.

Результаты эксперимента ученых Самарского университета позволяют проводить мониторинг синглетного кислорода. Эта молекула играет важную роль в химических и энергообменных процессах, протекающих в атмосферах планет. Она показывает, есть ли кислород, а значит, и жизнь на той или иной экзопланете. Однако нужно было знать константы ее излучения. Именно их и определили ученые в ходе экспериментов в лабораториях Самарского университета.

— Синглетный кислород – уникальная молекула. Она обладает громадным временем жизни — 74 минуты — в то время как большинство возбужденных молекул и атомов существуют мили- и микросекунды. По этой причине количество фотонов, исходящих от синглетного кислорода, чрезвычайно мало, соответственно, молекула слабо светится. Из-за этого она плохо поддается исследованию даже высокочувствительными приемниками, —  рассказал один из авторов исследования, профессор кафедры физики Самарского университета Валерий Азязов.

Согласно открытым данным, на начало 2019 года ученые обнаружили 3976 экзопланет в 2971 планетной системе. Найденные константы позволят астрономам со всего мира зафиксировать излучение синглетного кислорода в атмосферах экзопланет и выяснить, схожи ли их условия с жизнью на Земле.