Культура

Как создавали фильм «Время собирать цветы»

В конце прошлого года в Москве состоялась премьера «Время собирать цветы», созданного на киностудии «Краеведофф». Картина самарских авторов была представлена столичной публике Русским историческим обществом.

Тема фильма — судьбы воинов 2-го особого пехотного полка, воевавшего во Франции в Первую мировую войну в составе Русского экспедиционного корпуса. В свое время это легендарное подразделение было сформировано в Самаре. Оказалось, что подвиг русских солдат, остановивших ценой тяжелых потерь наступление немецкой армии на Париж, мало кому известен в современной Франции.

— Участие русских войск в Первой мировой войне закончилось после того, как в России произошла революция, — говорит посол Франции в России Сильви Берманн. — Поэтому они не участвовали в 1918 году в европейском параде победы. Постепенно о вкладе русских стали забывать. В год столетия окончания Первой мировой войны самое время напомнить миру об этих храбрых воинах и отдать дань их памяти.

Автор сценария и режиссер картины «Время собирать цветы» Олег Ракшин рассказывает о том, что идею фильма подсказали ему самарский краевед Александр Еремкин и представители правительства Самарской области. К созданию киноленты он приступил в 2015 году. Пришлось перелопатить архивы. Кроме того, Ракшин в радиоэфире обратился к гражданам с просьбой поделиться семейными воспоминаниями и документами о событиях того времени. И это дало свои плоды. Постепенно сценаристам удалось собрать большой материал о судьбах солдат и офицеров, воевавших в составе экспедиционного корпуса. И тогда возникла мысль о том, чтобы сделать проект на стыке документального и игрового кино.

В центре картины — судьбы призванного в армию рабочего Самарского трубочного завода и полкового священника. Их роли исполняют актер Константин Ежков и заслуженный артист России Юрий Долгих. Образ рабочего собирательный, а священник имеет реальный прототип. Это протоиерей Андрей Богословский.

История самарца отражает все перипетии пребывания на фронте призванных в армию рабочих. Во-первых, как правило, это были грамотные, высоко ценившие себя специалисты. Поэтому рукоприкладство со стороны офицеров вызывало их бурное возмущение.


Самарский фильм «Время собирать цветы» выпустят в широкий прокат и покажут во Франции


Во-вторых, именно в среде рабочих были созданы в 1917 году первые солдатские комитеты, которые требовали прекращения участия русских в войне на территории Франции. Комитетчики подняли мятеж в лагере Ля Куртин, куда был отправлен на отдых Русский экспедиционный корпус, потерявший в жестоких боях половину личного состава. Это имело трагические последствия: тех, кто не поддержал восстание, вывели с территории, а мятежники были обстреляны из пушек. Среди последних, по задумке сценаристов, оказывается и самарский рабочий. Как участник восстания он попадает на каторгу в Алжир, но затем возвращается во Францию и поступает в Легион чести, сформированный из остатков русского корпуса.

В конце фильма батюшка рассуждает с ним о том, как среди ужасов войны остаться человеком, и о том, как важна память людей о той жертве, которую приносят воины, «положившие душу свою за други своя».

— Нам казалось, что во время создания фильма нас ведет невидимая рука, — говорит Ракшин, — многие мои авторские фантазии находили свое документальное подтверждение. Например, я придумал сцену, в которой офицер, застав солдата за чтением книги, бьет его по лицу. И оказалось, что в своих мемуарах бывшие участники экспедиционного корпуса описывают подобный инцидент. Или, к примеру, сцена из фильма, в которой французская девушка дарит русскому офицеру цветы. Оказалось, что такая ситуация также была описана в одной из книг, посвященных тем событиям. А когда мы снимали подвиг Андрея Богословского, шедшего впереди полка с крестом в руках и сраженного пулей, нам пришло сообщение от французских друзей о том, что они нашли его могилу на кладбище в Мурмелоне.

На обелиске, стоящем в центре этого крупнейшего захоронения русских солдат, выгравированы строки, призывающие детей Франции, мир в которой защитили русские воины ценой собственной жизни, приносить цветы на их могилы. Отсюда и название фильма, снятого командой наших кинематографистов. Ракшин подчеркивает, что создание картины было бы невозможно без усилий многих самарцев.

Коллекционеры предоставили для съемок старинное оружие, бутафоры отлили из пластика каски, которые неотличимы от тех, что были выданы французами русским солдатам. Военные предоставили в распоряжение кинематографистов полигон в Рощинском для съемок батальных сцен. Представители ГИБДД перекрывали улицу Ленинскую, когда там снимали прощание самарцев с полком, маршировавшим в сторону вокзала. Создатели фильма благодарят и самарских реконструкторов, совершенно бескорыстно участвовавших в массовых сценах.

В планах у студии «Краеведофф» — создание новых фильмов о солдатах 2-го полка. В частности, недавно кинематографистам пришло приглашение из Похвистнево, от семьи, в которой сохранились документы и фотографии самарца, воевавшего во Франции.

Метки

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение