Самое самарское. Идея бренда от французов

30.08.2018

Loading

Автор: Илья Сульдин

Самое самарское. Идея бренда от французов

Мысля о развитии нашего городского бренда, мы всегда берем за базу для развития что-то готовое, в лучшем случае — привычное, еще лучше — вечное. Волга, космическая столица, коза — все эти элементы бренда объединяет их традиционность. А можно ли создать какую-то уникальную и привлекательную штуку с нуля? Многие самарцы, побывавшие в этом году на «ВолгаФесте», такую «штуку» видели.

Городок уличного искусства

Французские актеры с синими лицами — уличный театр Generik Vapeur — основной резидент марсельского городка уличного искусства — La Cite des Arts de la Rue. Уже после «ВолгаФеста» французы выступали на открытии новой ВДНХ в Москве. Их спектакль Waterlitz с летающими артистами, огромными
конструкциями из контейнеров, светом, эффектами и ошеломительным звуком сразил москвичей и гостей столицы. Это театр мирового уровня, при этом один из самых необычных. Конечно, он популяризирует  культуру Марселя. Еще лучше на это работает сам «городок» — отдельный элемент культурного бренда Марселя.

Надо сказать, что в Европе очень жесткая и серьезная конкуренция между городами — за потоки туристов, за доходы, за инвестиции. Тому же Марселю приходится бороться не только с соседними Каннами и Ниццей, но и с Барселоной, Афинами, Неаполем. Культура в этой конкуренции играет одну из главных ролей. Поэтому каждый уникальный культурный проект, а особенно мирового уровня, — это большой плюс в карму города.

Единственный в мире и на районе

Когда попадаешь в La Cite des Arts de la Rue впервые, то поражаешься масштабу. Это действительно целый город — участок в 36 тысяч квадратных метров. «Городок» — единственный в мире. Создан двумя энтузиастами уличного театра Мишелем Креспеном и Пьером Бертело. В 1995 году они объединили усилия для реализации этого проекта, пробивали его почти двадцать лет. И в 2013 году, после четырех лет стройки, появился сам «городок». Это единственный центр такого рода в мире! Он расположен в не самом респектабельном районе города, на северной окраине Марселя, где все гордятся тем, что здесь родился и вырос Зидан. Городок уличных театров вроде бы не ориентирован на работу с округой, но такое расположение важно. Городское искусство сегодня — это искусство вот таких окраин мегаполисов по всему миру. В контексте.

Генезис привлекательности

В самом «городке» — несколько зданий, улицы, площади, даже небольшая река. Есть трамваи и автобус, поставленный на попа. Здесь безумно интересно просто бродить, заглядывая в репетиционные залы, мастерские и склады декораций, многие из которых высотой в несколько этажей и весят много тонн.
Десятки машин самых разных марок и типов — тоже декорации, а может, и артисты.

Сам «городок» — это с одной стороны объединение сразу нескольких уличных театров и художественных артелей. С другой — центр творчества, два цеха по производству декораций, каждый размером с заводской, образовательный центр, в который едут со всей Европы, и многое-многое другое.

Главное — уникальность

Естественно, что этот проект реализован при поддержке правительства Франции и Евросоюза. Но в его основе прежде всего энтузиазм двух человек. Один из них, Пьер Бертело.

— В восьмидесятые годы уличного театра, уличного искусства не было во Франции. И мы начали его создавать. Постепенно пришло понимание, как его развивать, искать формы — ведь уличное искусство отличается от обычного тем, что его сцена — весь город. Это не просто сцена, поставленная на площади. Пьер Бертело

 

Город как сцена и город как артист — важное отличие такого искусства. При этом французы не боялись риска. Тот факт, что подобных центров нет нигде в мире, только подталкивал их к реализации проекта. И власти Марселя довольно быстро определились с отношением — проект, еще только начатый, был
воспринят как «флагманский инструмент идентичности и культурного развития на местном, национальном и международном уровнях». Судя по тому, как широко и мощно продвигает «городок» культуру Марселя по миру, власти не ошиблись.

Городская культура и урбанизация — эти слова сейчас звучат непрерывно. Собственно, культура и урбанизация как раз и происходят в кварталах вокруг «городка». Его построили не на пустом месте — в основе проекта все-таки не материальные ценности, а содружество артистов, творческое объединение
нескольких трупп и проектов. Еще глубже — сама идея уличного искусства. «Городок» является уникальной экспериментальной площадкой, новаторской, но при этом очень массовой: все свои новации артисты показывают на улицах всего мира.

Самара и Москва уже видели культурный продукт от Cite des Arts de la Rue, возможно, что увидят его и в Тольятти. Пьер Бертело рассказал о спектакле, который они делают с участием автомобилей, художников и города. Уникальное зрелище может стать частью грядущего празднования 50-летия АвтоВАЗа.

Продвигает ли такой уличный спектакль, показанный в Самаре или Тольятти, туристический бренд Марселя? Ведь многие зрители даже не узнают, откуда приехали эти странные люди с синими лицами. Да, продвигает. По чуть-чуть, но постоянно. Кроме того, там учатся артисты, художники и режиссеры со всей Европы, проходят международные фестивали и творческие мастерские, строятся декорации для спектаклей, спектакли идут в Марселе, Франции и мире. Происходит постоянная генерация культуры и генерация смыслов. Все это придумано и сделано практически из ничего. Из театра, которого не было.

Есть ли в Самаре хотя бы теоретическая возможность сделать что-то подобное? Есть. Но мы, увы, к такой истории еще не готовы. Свежий и не самый веселый пример — это ситуация вокруг фабрики-кухни. Вот огромный объект, который надо наполнить смыслом. Сделать его уникальность работающей. На город и его собственную культуру. В итоге — голосуем за то, филиал какого столичного музея мы здесь откроем. Да, эта ситуация во многом обусловлена вопросами финансирования. Но даже если предположить, что мы можем сделать здесь что-то свое… Нет, лучше Третьяковка

Читайте также:

Город смыслов

На стрелке двух рек

Рассматривая те или иные элементы нашего регионального бренда, мы берем их как некую данность. 

Город смыслов

Самое самарское. Пять элементов Самары как бренда

Последняя публикация проекта. С окончанием 2018 года мы завершаем проект «Самое самарское». Но наше изучение самарской уникальности не закончится с […]

Город смыслов

Нужна ли Самаре реновация

Бренд Самары совершенно невозможно сделать успешным и привлекательным без большой работы по приведению этой самой Самары в привлекательный вид.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации