В первый день состоялась пресс-конференция, в которой приняли участие художественный руководитель театра Et Cetera, народный артист РСФСР Александр Калягин, актеры труппы: народная артистка России Наталья Благих, заслуженный артист России Владимир Скворцов, Кристина Гагуа, Федор Бавтриков. Принимающую сторону представляли врио министра культуры Самарской области Ирина Калягина и директор театра драмы Сергей Филиппов. Вот что рассказал Александр Калягин.
Мы привезли нашу последнюю премьеру — спектакль «Любовная досада» по одной из ранних пьес Жана-Батиста Мольера. Его поставил известный театральный режиссер Григорий Дитятковский. «Стакан воды» два с половиной года идет у нас с большим успехом. «Ревизор. Версия» в нашем репертуаре с 2017-го.
Честно говоря, идея сыграть Хлестакова принадлежит мне. Роберт Стуруа (главный режиссер театра Et Cetera — прим. авт.) натолкнул меня на нее. Он серьезно выстраивает репертуар. У нас есть много Шекспира, Беккет. Спектакли все очень популярные. Стараемся осваивать интересный круг драматургии. Не так давно у нас появилась современная французская пьеса «Собачья площадка». В момент некой паузы между постановками он спросил меня: «Что бы ты хотел сыграть?» Я ответил: «Честно сказать — не знаю. У меня такое ощущение, что сыграл уже все жанры: комедия, трагикомедия, драма, мелодрама. Когда-то я мечтал сыграть Хлестакова. Но время ушло…» Минуло несколько дней, и Роберт предложил мне поставить «Ревизора», где я сыграл бы Хлестакова. И все. Дальше, что называется, заработала творческая машина — фантазия, решение.
Это, конечно, необычно. При том что Роберт очень трепетно, благоговейно относится к русской классике. Он боится переставить слова местами, манипулировать пьесой. Сюжет идет ровно так, как написан у Гоголя.
Все постановщики находятся в поиске. Найти современную пьесу очень трудно. Пишут очень много, но качество чаще всего низкое.
Каждый год в нашем театре проходит вечер самостоятельных работ, где артисты могут представить эскиз любого произведения. Некоторые пьесы мы находим именно так. Чаще всего берем классику. Она нас спасает. В том числе ХХ века — «Таня» Арбузова, «Утиная охота» Вампилова, «Морфий» Булгакова, «Мандат» Эрдмана. Все это очень современно.
Проблема не нова. Я помню, как в Московском Художественном театре, где я проработал 30 лет, мучился его руководитель Олег Ефремов. От пьесы требовалось, чтобы она понравилась режиссеру, чтобы ее приняла труппа, чтобы это было созвучно времени. А Ефремов очень чувствовал нерв эпохи.
Самара — близкий город для нашего театра и для меня лично. Я, в бытность председателем Союза театральных деятелей, приезжал сюда много раз. Ваш город — просто фантастика. Многое изменилось, просто даже не верится. Вы счастливые люди. Изумительный город. Красота невероятная. И Волга, конечно.
Слава богу, что появился проект «Большие гастроли», который дает возможность выезжать театрам. Причем с масштабными спектаклями, полноценными декорациями, полным актерским составом. В 90-е годы, когда денег не было вообще, ни о каких гастролях речи не шло. Выезжали один-два актера, стол и два стула. Так появилась антреприза. Спасибо проекту. Театр без гастролей — мертвый театр, духовно он не развивается.
Слава богу, что появился проект «Большие гастроли», который дает возможность выезжать театрам. Причем с масштабными спектаклями, полноценными декорациями, полным актерским составом. В 90-е годы, когда денег не было вообще, ни о каких гастролях речи не шло. Выезжали один-два актера, стол и два стула. Так появилась антреприза. Спасибо проекту. Театр без гастролей — мертвый театр, духовно он не развивается.
— Безусловно, приезд такого именитого театра, как Et Cetera, сразу с тремя спектаклями вряд ли был возможен, если бы не поддержка «Росконцерта». Любому региону тяжело самостоятельно организовывать такие мероприятия. И мы благодарны за еще одно направление «Больших гастролей» — обменные визиты с другими региональными театрами. В этом году к нам приезжал коллектив из Воркуты, а осенью мы сами поедем в этот город.
— И жена городничего, и герцогиня — женщины сильного порядка, которые знают, чего хотят от жизни. Они волевые, не подчиняются мужчинам. Городничиха практически хозяйка города. Муж мой официально правит, а по-настоящему контролирую город я. Такого же убеждения придерживается и герцогиня. Пусть королева решает свои любовные проблемы, а она в свою очередь управляет страной. Женщины правят миром.
Хоть их характеры разные, но у меня есть и более полярные роли. Например, Варечка из «Мандата» Эрдмана будет полной противоположностью герцогине Мальборо. Можно даже не поверить, что это одна и та же актриса играет.
— Моя первая роль в профессиональной жизни — Добчинский в спектакле театра имени Станиславского. Это был интересный опыт с режиссером Владимиром Мирзоевым. Когда такой мастер, как Роберт Стуруа, начинает работать над произведением, все, что фигурировало до, стирается. И так получилось, что городничий в «Ревизоре» Et Cetera стал моей последней актерской работой. Сейчас я занимаюсь режиссурой. Для меня это своеобразный жизненный цикл.
В 1993 году Александр Калягин вместе с несколькими своими выпускниками школы-студии МХАТа создал театр Et Cetera. Первая постановка — «Дядя Ваня» Чехова. Премьеру играли 2 февраля 1993 года на сцене театра имени Пушкина — тогда своего помещения не было.
Несколько лет коллектив «бродяжничал», играл на разных площадках Москвы. 30 ноября 2005 года театр обрел пристанище. Новый дом на Тургеневской площади — уникальное по красоте архитектурное сооружение, воплотившее во многом идеи самого Александра Калягина, оригинальное по замыслу и совершенное по воплощению.
В 2011 году известный грузинский мастер Роберт Стуруа стал главным режиссером труппы. Кроме того, с Et Cetera сотрудничали такие постановщики, как Адольф Шапиро, Александр Морфов, Дмитрий Бертман, Петер Штайн, Григорий Дитятковский, Михаил Угаров, Роман Козак. И великие художники: Давид Боровский, Георгий Алекси-Месхишвили, Эдуард Кочергин и другие.
Фотографии: Светлана Келасьева
Культура
Культура
Культура
Комментарии
0 комментариев