Сегодня в Самаре пройдет первое заседание рабочей группы по реставрации объекта культурного наследия «Фабрика-кухня завода им. Масленникова». В нем будут участвовать прибывающие в регион из Москвы замминистра культуры РФ Григорий Ивлиев, директор Государственного центра современного искусства Михаил Миндлин, депутат Государственной Думы Александр Хинштейн.
С самарской стороны — первые лица нескольких региональных министерств, городского департамента по вопросам культуры, туризма и молодежной политики, а также архитекторы, деятели культуры. Среди них будет и аспирант кафедры архитектуры СГАСУ Александр Исаков. Именно он под руководством своего научного руководителя Виталия Самогорова провел кропотливую исследовательскую работу по воссозданию биографии автора проекта Фабрики-кухни — советского архитектора Екатерины Максимовой, по поиску прежних чертежей и фотографий здания. Именно ему принадлежит проект исторической реконструкции памятника советского конструктивизма 1930-1932 годов.
Рабочая группа еще только приступает к обсуждению возрождения объекта. Пока трудно сказать, какой проект реставрации будет утвержден, но не исключено, выберут самарский. Наши профессионалы несколько лет пробивали идею исторической реставрации на самых разных уровнях, в том числе и в обращении к президенту страны.
— Прежде всего мы взялись за исследование этого памятника, поскольку в нем все незаурядно — от планировки и личности архитектора (Екатерина Максимова — одна из первых российских женщин-инженеров) до выбранных технологий:
Фабрика-кухня стала первым в Поволжье зданием, выполненным из бетона, а не из привычных дерева и кирпича. Наша задача — привлечь внимание властей и общественности к этому памятнику и совместными усилиями спасти его. Грамотная историческая реставрация станет своего рода связующим звеном между поколениями и подтолкнет неравнодушных самарцев к защите историко-архитектурных ценностей, — считает Александр Исаков.
Александр Исаков рассказывает, что утрачено на объекте более чем за 80 лет. Изначально по всему полукружью серпа (это круговая часть здания на пересечении улицы Ново-Садовой и пр. Масленникова) шло ленточное остекление фасада, и авангардный проект 1930-х годов очень напоминал космическую, сверкающую летающую тарелку. Но в годы войны сменилась государственная политика в области архитектуры, к тому же надо было сводить на нет потери тепла, и в 1944 году ленточное остекление ликвидировали. Сегодня мы видим лишь каменный фасад.
На этом же полукружье утрачены широкие ступени, которые вели в здание и придавали ему торжественный вид. Не стало летней террасы для обедов на свежем воздухе, она находилась над вторым этажом. В трудные для завода им. Масленникова 1990-е годы, когда у здания сменился собственник, с фасада сняли буквы «Фабрика-кухня». Еще одна утрата — были заложены кирпичом переходы из серпа в молот, а ведь изначально это был главный функционал здания: в «молоте» располагались цехи по производству обедов для заводчан, и оттуда по конвейеру пища отправлялась в «серп» — в несколько обеденных залов. Конструктивная основа здания — с колоннами, лестницами, перекрытиями — сохранилась.
Проект реставрации нацелен на возвращение всех утраченных элементов — и остекления по полукружью серпа, и сквозных переходов, и входной лестницы, и открытого кафе под крышей, чтобы вернулось все задуманное Екатериной Максимовой.
СПРАВКА "СГ"
В сентябре этого года во время рабочего визита в Самару министр культуры России Владимир Мединский объявил, что на реконструкцию Фабрики-кухни, где в будущем планируется открыть Центр русского авангарда — филиал Государственного центра современного искусства, из федерального бюджета будет выделено 350 млн рублей. С собственником здания сейчас ведутся переговоры, рассматривается возможность выкупа или обмена недвижимости.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ САМАРСКИХ АРХИТЕКТОРОВ
после реставрации под центр русского авангарда предлагается следующая планировка:
подвал — служебные и технические помещения, гардероб музея и научно-исследовательский отдел.
1-й этаж — два выставочных зала в «серпе», в «молоте» — ресторанная зона.
2-й этаж — три выставочных зала, один зал со сменной экспозицией и лекционный зал на 300 мест.
3-й этаж — крытая летняя терраса для кафе и проведения выставок на открытом воздухе.
Общество
Общество
Общество
Комментарии
0 комментариев