Борис Федоров во время войны не расставался с блокнотом и карандашом, делая зарисовки с натуры. Прекрасно владел и трофейным фотоаппаратом.
После победы его, автора масштабных полотен, упрекали в «дегероизации» войны и «уходе в быт». А он, для которого фронт стал частью повседневной жизни на целых четыре года, просто не мог изображать своих боевых друзей с нарочитым пафосом. Борис Федорович говорил о войне без прикрас. И в то же время любил изображать на рисунках редкие минуты отдыха солдат. Вместе с однополчанами он встретил День Победы в Берлине. Рисунки, сделанные им в мае 45-го, стали частью истории.
Борис Федоров родился 15 августа 1922 года в Самаре. В 19 лет талантливый парень поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Но уже с первого курса он ушел добровольцем на фронт. И выбрал не спокойную должность при штабе, где очень нужны были художники — рисовать панорамы переднего края, заниматься наглядной агитацией, а танковое училище. С блеском окончил его и стал механиком-водителем. Эта должность на тяжелом, почти 50-тонном танке была офицерской.
Судя по высокому качеству военных зарисовок Федорова, молодой человек еще до института получил художественное образование. И хотя о его детстве и юности известно мало, можно предположить, что в Самаре он занимался в художественной студии при клубе имени Революции 1905 года. Ею руководил Александр Любимов, среди учеников которого были такие знаменитые самарские художники, как Борис Иевлев и Станислав Щеглов.
Сразу после демобилизации Федоров восстановился в Ленинградском институте. Окончив его, стал настоящим мастером по созданию многофигурных композиций, талантливым представителем реалистической школы живописи. Вступил в Ленинградский Союз художников. Живописец прожил в городе на Неве до своей кончины в 1984 году.
Критики советского времени клеймили его за приземленность образов солдат-победителей. А в 1980-е художника, напротив, стали упрекать в приверженности принципам соцреализма и лакировке действительности. А он просто писал то, о чем думал, выражал то, что чувствовал. Война была временем его молодости. А молодость радуется жизни в любых обстоятельствах.
Картина Федорова «Утро танкистов» — настоящий шедевр. В перерыве между наступательными боями солдаты с шутками и смехом обтираются снегом. Художник с любовью изобразил своих однополчан. Сохранено даже портретное сходство. Среди толпы пышущих здоровьем бойцов стоит и он, водитель танка, красавец Борис Федоров. Настоящий гимн воинам, которые непременно победят в схватке с фашистскими захватчиками. И за эту картину его особо ругали «знатоки искусства».
Критика, которую приходилось выслушивать Федорову, сделала свое дело. Сейчас его имя знают немногие.
Борис Федорович был скромным человеком. Своими боевыми заслугами не хвастался. Хотя ему было чем гордиться. В 1942 — 1944 годах он воевал на Ленинградском и 2-м Прибалтийском фронтах, был механиком-водителем тяжелого танка КВ. Дважды получал ранения. Федоров награжден орденами Красной Звезды, Славы, Отечественной войны 2-й степени, медалями «За отвагу», «За победу над Германией», «За взятие Берлина». Как многие фронтовики, он не любил рассказывать о войне. Как многие настоящие творцы, он не умел заниматься самопиаром. Но о его подвигах свидетельствуют архивные документы. А о его таланте — прекрасные картины.
За время боев с 15 по 18 сентября 1943 года в районе Синявино гвардии старшина Федоров восстановил на поле боя свой подбитый танк, не отводя его в тыл. Умело маневрируя танком в бою, обеспечил экипажу уничтожение немецкого танка, 3 ДЗОТа, 2 пулемета, 2 землянки и до 35 гитлеровцев. Будучи раненным, при восстановлении танка не покинул поля боя до окончания. Представление к ордену Красной Звезды
Несколько лет назад сын Бориса Федоровича представил питерским журналистам то, что сохранилось от творческого наследия отца. К сожалению, подлинники многих его военных набросков и целая галерея портретов бойцов утрачены. Они сохранились только в фотографических копиях. Но и это бесценное свидетельство событий, произошедших 74 года назад.
Сделанные на фронте карандашные портреты бойцов и командиров снабжены подробными пояснениями. Читаем: «Лучко Ник. Иванович, наводчик 76-мм орудия, герой боев за Рейхстаг, из Харькова, 19 лет», «Старший сержант Сьянов, командир роты автоматчиков, первый ворвавшийся в Рейхстаг. Берлин. Май 1945 года».
В набросках мы видим лица и других героев штурма Рейхстага: капитанов Неустроева и Самсонова, подполковника Топорова и полковника Плеходанова. Всех их можно отыскать среди персонажей, пожалуй, самой впечатляющей картины художника «Кончилось. Рейхстаг, 1945 год».
Она была написана в 1958-м, но по наброскам и фотографиям, сделанным в День Победы. Гений художника ведет нас в почерневший от пожарищ Рейхстаг. Мы видим огромный зал, погруженный в полумрак. На засыпанном пеплом полу сидят раненые немецкие солдаты. А наши автоматчики ходят по залу, осматривая подозрительные углы. На следующей картине мы вместе с Федоровым и его друзьями на крыше Рейхстага. Среди помпезных статуй, среди искореженных листов кровельного железа стоят солдаты-победители — в пилотках, касках, шлемах, бинтовых повязках. Они оглядывают с высоты панораму Берлина, словно оценивая тяжелый путь, который прошли от Москвы. Борис Федоров назвал ее «Закончили. На крыше Рейхстага. 1945 год».
Отдельное богатство — фотографии, сделанные очевидцем событий 9 мая 1945 года. Среди них выделяется «Пир победителей». Под сенью дерева расположились танкисты-гвардейцы. Разжились перьями зеленого лука, закусывают ими трофейное вино. В центре с пучком лука и бутылкой в руке младший лейтенант Борис Федоров. Справа от него подполковник с двумя орденами Красного Знамени и медалью «За отвагу» на груди. Слева — женщина в погонах и с орденом Красной Звезды. Рядом с ней совсем молодой паренек — сын полка. Лица офицеров полны счастья и надежды на светлое будущее. Такими хотел запомнить их Борис Федоров. Такими хотел показать их потомкам. На своих картинах художник предпочел писать победителей, а не страдающих и умирающих людей, хотя смерти и боли он видел немало. И это его право.
Исторические версии
Исторические версии
Исторические версии
Комментарии
0 комментариев