О пророческих стихах Захара Городисского, погибшего в Великую Отечественную войну

09.05.2019

202

Автор: Татьяна Гриднева

О пророческих стихах Захара Городисского, погибшего в Великую Отечественную войну

9 мая наша страна отмечает годовщину Великой Победы, чествует участников войны. 

Даже тем из ветеранов, кто попал на фронт со школьной скамьи, уже по 90 и более лет. Не все уже четко помнят события далекой юности. А как же нынешней молодежи прочувствовать то, что ощущали они, записываясь добровольцами на фронт, роя окопы, спасая раненых во время жестоких боев? Атмосферу тех лет доподлинно передают около 300 стихотворений участника войны, выпускника 15-й школы Захара Городисского. Многие из них он писал на фронте, последние — за несколько дней до своей гибели в 1943 году.

В унисон с Высоцким

Впервые я прочла стихи Захара Городисского в 1975 году, готовя небольшой спектакль к Дню Победы для учеников нашего 10-го класса. Советские школьники, мы привыкли в майские дни получать от своих учителей листочки со словами, которые должны были выучить для «монтажа». Стихи из года в год повторялись, и само выступление превращалось в рутину, избежать которой стремились в первую очередь мальчишки. Мне подумалось тогда, что именно парни должны почувствовать то, что ощущали их сверстники в военную пору. Но как заинтересовать наших разгильдяев?

Как раз в тот год вышел первый альбом кумира наших мальчишек Владимира Высоцкого. Неожиданно это были песни о войне. Их простые и суровые мелодии сразу западали в душу. Решила, вот это и будет нашим музыкальным сопровождением! Захотелось найти еще и поэта, стихи которого звучали бы в унисон с Высоцким. Трудная задача. Но однажды на газетной странице я увидела строки:

«Ты скажешь друзьям, что Захар Городисский

Совсем не привык отступать,

Что я, нахлебавшись смертельного ветра,

Упал не назад, а вперед,

Чтоб лишних сто семьдесят два сантиметра

Вошли в завоеванный счет».

И такой правдой, таким мужеством повеяло от них, что я сразу поняла: вот поэт, которого можно соединить в одном спектакле с уже известным в 70-е бардом.

 Парень из соседней школы

Узнала, что Зарик Городисский учился в соседней с нами 15-й школе. Обратилась туда и переписала в ученическую тетрадь несколько его произведений. Была удивлена, что поразившее меня стихотворение он сочинил в 19 лет, за несколько дней до смерти.

Ему действительно было всего 19, — рассказали мне ученики школы №15, — хотя иногда пишут, что он умер в 20 лет. Он обманул военкома, добавив себе лишний год, чтобы его взяли в армию. Впрочем, это было довольно несложно сделать, ведь он родился в самом конце 1923 года, в декабре. А месяцы-то кто будет считать!

17 июня 1941 года. Захар окончил школу, получил аттестат. Перед круглым отличником открывались большие перспективы. Но сердце стремилось к литературному творчеству. Не зря он уже несколько лет посещал кружок во Дворце пионеров, которым руководил известный в Куйбышеве педагог-словесник Василий Финкельштейн.

А Захар был, пожалуй, самым одаренным его учеником. Он показал наставнику свои первые стихотворные опыты, сделанные в 1938 году, — переводы стихов Гете. Паренек и не подозревал, что вскоре ему придется встретиться лицом к лицу с теми, кто говорил на языке его любимого поэта. Однако эти немцы думали совершенно по-другому.

«…Ничего возвышенного. Кругом визжат пули»

Война была как гром среди ясного неба. Сразу, в июне, Захар подал заявление в военкомат. Рвались на фронт и многие его одноклассники. Куйбышевские комсомольцы отправлялись бить врага целыми школьными выпусками, во главе с учителями. Отец, Матвей Захарович, не стал отговаривать сына. А после войны он сделал все, чтобы сохранить память о юном поэте.

О пророческих стихах Захара Городисского, погибшего в Великую Отечественную войну

Захар в своем заявлении сообщал: «Клянусь быть верным защитником своей любимой страны. Я приложу все силы и знания, чтобы оправдать звание бойца и вместе со всем трудящимся народом уничтожить озверевшую банду фашистов». Тогда же он написал пророческое стихотворение «Смять врага!», в котором лейтмотивом звучала фраза: «Горе тем, кто посягнул на нас!».

И вот проводы на вокзале города Куйбышева. Прибытие на линию фронта. Первый бой.

О пророческих стихах Захара Городисского, погибшего в Великую Отечественную войну

Открытка Городисского из госпиталя

В письме от 21 января 1942 года Захар передает ощущения новобранца, впервые побывавшего под обстрелом:

«Каково мое впечатление от боя? Конечно, ничего возвышенного. Кругом визжат пули, рвутся снаряды, трещат автоматы. Ночную тьму то и дело перерезают ленточки трассирующих пуль. Видно, как пуля летит прямо на тебя, иногда она падает так близко, что тебя обдает снегом. Это не совсем приятно».

И вот так достойно, сдержанно звучат все его многочисленные послания оставшейся в «запасной столице» семье.

[vrezka color=»#FFFFFF» bgcolor=»#88b398″ image=»» image_mode=»» bgfixed=»» padding_top=»» padding_bottom=»»]Письмо Захара Городисского родителям:

«Ну, разве рассказать вам о том, как мы Орловский фронт прорывали? И вообще как меня ранило? Артподготовка началась в 5.00. Это был такой огонек, что фрицам было не очень приятно. На каждом километре четыреста орудий всех калибров. Через сорок минут двинулись танки, и мы пошли. Развернул я взвод в цепь и повел вперед. Немцы слева из пулеметов застрочили. Ну, орлы мои маленько струсили, стали ложиться, ползти. А тут самое главное — быстрый бросок. Пошли второй раз. Командир приказал мне собрать остатки роты под свое командование, потому что другие комвзводы уже были ранены. Собрал я всех, посадил на танки, и поехали в атаку. На этот раз танки прорвались. Соскочили мы с них и побежали вперед. Тут меня чиркнуло по ноге. Лег я и стал смотреть, в чем дело. В это время меня в другую ногу и шарахнуло, перебило ее…»[/vrezka]

Парень храбро сражался, быстро получал очередные воинские звания и был награжден двумя медалями «За отвагу». 12 июня 1943 года в бою за село Прохоровка командир взвода 866-го стрелкового полка старший сержант Захар Городисский был тяжело ранен. Не дожив нескольких месяцев до своего 20-летия, он умер в госпитале города Зеленодольска. Но то, что он написал в июне 1941-го сбылось. Через два года после его смерти наша страна одержала победу над врагом.

«Мы вернулись живыми далеко не все — где-то у обочин дорог и на склонах безымянных, только цифрами на картах отмеченных высоток остались Павел Коган и Всеволод Багрицкий, Николай Майоров и Захар Городисский. Утрата всегда утрата. Но эти ребята знали, на что шли, всей своей недолгой жизнью были подготовлены, были готовы к подвигу и отдали себя до конца за правое дело». Марк Соболь, поэт-фронтовик

 

Не каждый город может похвастаться таким поэтом. Хорошо бы установить памятную доску на его родном доме на улице Фрунзе, 65. А представляете, какой красивый и романтичный памятник можно было бы поставить этому хрупкому пареньку где-нибудь на высоком волжском берегу?

[vrezka color=»#FFFFFF» bgcolor=»#88b398″ image=»» image_mode=»» bgfixed=»» padding_top=»» padding_bottom=»»]Стихотворение Захара Городисского, июнь 1941 года

Смять врага!

…Встанем грудью мы за каждый город,

Мы ударим с суши и морей.

Злобный вой фашистской дикой своры

Мы покроем гулом батарей.

Смять врага! Громить и днем и ночью!

Мы — смелы, и армия — сильна!

Наш ответ решителен и точен:

Горе тем, кто посягнул на нас!

Пусть поймут фашистские громилы —

Мы не отдадим свои поля…

Будет им бесславною могилой

Наша плодородная земля![/vrezka]

Читайте также:

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 2

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 1

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации