Пусто не бывает

31.07.2012

37

Автор: Данила Телегин

Пусто не бывает

 В прошедшие выходные поляны и перелески в районе Мастрюковских озер вновь заросли палатками благодаря «фестивалю фестивалей» под названием «Метафест».


За две ночи и один день на его сценах выступили несколько десятков музыкальных групп и поэтов со всей России. Но, что более важно, здесь временно воцарилась совершенно уникальная атмосфера, в описании которой слова и цифры плохо помогают.

МЕТАМОРФОЗЫ ПОЛЯНЫ
Лето в Самарской области становится все урожайнее на музыкальные события. А уж территорию Фестивального парка на Мастрюковских озерах туристы-тусовщики в этом году вообще могли не покидать: сначала поляна становилась «Платформой» для авторской песни, потом байкерской «Территорией свободы», затем там проходил «Благофест» и, наконец, «Метафест». И все это в одном только июле. Впрочем, последний фестиваль трудно поставить в один ряд с другими…
Появился он в 2007 году, когда всех небардов изгнали с Грушинского. У руля нового «ивен-та» встали такие музыканты как Владимир Кожекин и Андрей Козловский, а бюджет был такой, что в хедлайнерах запросто оказывались балалаечник-виртуоз Алексей Архиповский, певица Ольга Арефьева, гитарист Иван Смирнов, даже британские гости Z-Star. Когда грушин-ская концепция «Тишина. Гитара. Голос» приказала долго жить и на фестивале авторской песни появилась сцена «Остров», «Ме-тафест» оказался не особенно нужен. А точнее, московские арт-директора предложили самарцам взять организацию на себя.
К шестому по счету фестивалю окончательно сформировалась совершенно особенная схема его работы. НПФ «Мета» дает деньги на привоз иногородних исполнителей, сценическое оборудование и предоставляют площадь, но на формат спонсоры практически не стремятся влиять. Да и формата никакого нет. Музыканты выбираются по принципу интересности — коллектив может быть абсолютно не известен для широкой публики, но должен быть по-своему уникален и ярок. Таким, чтобы его выступление оборачивалось не времяпрепровождением, а настоящим культурным событием. Отбором подобных сейчас занимается бывалый самарский арт-директор Андрей Кочетков. А технические и бытовые вопросы решают волонтеры. Они строят сцены и координируют их работу, готовят еду, убирают с поляны мусор — и все это лишь потому, что без них ничего не получится. Больше некому. Вход на «Метафест» остается условно бесплатным. Это значит, что каждый входящий волен пожертвовать сумму (в этом году — от 100 рублей) на развитие, а на самом деле — чтобы спасти от финансового краха отдельных людей, рискнувших собственными деньгами ради привоза еще нескольких хороших музыкантов.
 
Пусто не бываетЧЕТЫРЕ СЦЕНЫ И ОДНА СВАДЬБА
При том, что фестиваль полностью держится на самоорганизации, удивительно, до каких масштабов он разросся. В этом году на поляне параллельно работали три сцены, названные по обозначениям самых популярных гитарных аккордов (Am, Dm, E7), да еще не вполне закончившийся «Благофест» устроил дополнительную площадку с бесконечным джем-сейшеном. Громогласные Am и E7 начинали работу вечером в пятницу и субботу, а заканчивали практически на рассвете. Dm, как сцена более камерная, открывалась и закрывалась раньше. Кстати, в субботу днем там проходила поэтическая сиеста, впервые на подобных фестивалях. Еще в светлое время суток работала игротека с современными настольными играми и пользовалась, надо заметить, огромной популярностью. А кроме того, на фестивале

сыграли свадьбу, и была она не менее музыкальным событием, чем любой концерт, — ведь замуж выходила одна из участниц «Барабанов Аше».
Считать слушателей было особенно некому, но, по неточным оценкам организаторов, в этом году, как и в прошлом, «Ме-тафест» посетили больше пяти тысяч человек. Среди отзывов о фестивале, постепенно наполняющих сейчас Интернет, негативных подозрительно мало.
 
СТАРЫЕ И НОВЫЕ ГЕРОИ
 
Сорок два коллектива из десяти городов России были заявлены в лайн-апе. Естественно, нет такого человека, который отслушал бы всех, и не все шло по плану. Но можно утверждать, что каждый становился свидетелем удивительнейших выступлений, находил новых близких сердцу исполнителей. Например, большим открытием «Метафеста» в этом году стала группа Tomato Catch Up — благодаря внезапной дыре в программе публика смогла их видеть дважды, и была несказанно тому рада. Феерическим было очередное воскрешение самарских индастриал-монстров «Сту-герон Янссен». Правда, входящий в состав этой формации маргинальный карикатурист Федул Жадный так и не почитал свои стихи на поэтической сиесте, так как спешил на другой фестиваль. Полина Daeven Свиридова из
Томска впервые предстала перед местной публикой — и если встречали ее зрители настороженно, то отпускать никак не хотели… Были на «Метафесте» и условные «хед-лайнеры» — то есть те, кого ждут больше других. Особый ажиотаж создался вокруг очаровательной актрисы «Ленкома» Инны Пиварс, которая приехала выступать вместе с группой The Tsoys. Правда, о работе в театре и кино она говорила не очень-то охотно и на творческой встрече особенно просила не называть ее поющей актрисой. «Это обычный инди-проект, в котором поет девушка, являющаяся при этом актрисой,
— развивал мысль Пиварс лидер The Tsoys Кирилл Безродных.
— По моему мнению, нет ничего хуже проектов поющих актеров». Как бы там ни было, со своей гаражной психоделической музыкой и манерой пения а ля Джейн Биркин или Нико в субботу вечером они были кстати. Но по-настоящему полюбились публике «Ойме» из Мордовии. Днем в субботу на малой сцене они устроили мастер-класс по народным музыкальным инструментам, а ночью на сцене Am давали большой концерт. Неизгладимое впечатление эта команда производит не только благодаря миксу из народной и электронной музыки, но также ведьминским повадкам и острому языку их фронтвумен по имени Ежевика. Москвич Владимир Кожекин радовался, что в кои-то веки приехал просто поиграть, послушать, искупаться в Волге и ничегошеньки не организовывать. Отлично «зажгли» со своим ирландским фолком Random Reel, гитарист Иван Жук в один из моментов героически спас лайн-ап сцены Dm, а совместные импровизации казанского человека-оркестра Bebertos и Левши-пацана наверняка до сих пор эхом отдаются в головах всех, кто был им свидетелем.
 
Пусто не бываетБОЛЬШЕ ЧЕМ МУЗЫКА
 
Недоработки и происшествия на подобных фестивалях неминуемы. Из самого обидного — не смогла приехать культовая инди-команда «Весна на улице Карла Юхана». Не вовремя заболели.
 
Людей неадекватных на «Метафесте» почти не бывает, поскольку узнать о нем можно только в Интернете, а чтобы приехать, необходимо приложить усилия. Но было такое, пропала на фестивале сумка, а нашлась через пятнадцать минут уже без мобильных телефонов внутри. По-настоящему терроризировал поляну человек, еще на «Платформе» прославившийся танцами с тазиком. Его несколько раз выгоняли с территории Фестивального парка, но вскоре он возвращался, каждый раз в новом образе (то Бабочки, то Даля), и вызывающим поведением смущал публику хрупкой душевной организации.
 
А еще на территории Мастрюковских озер как не было WiFi, так до сих пор и нет. По нынешним временам упущение почти неприличное, несмотря на все природно-туристические акценты. Ну и, наконец, нашлась пара недовольных музыкантов, очевидно перепутавших этот фестиваль с «Роком над Волгой», Грушинским или чем-то еще.
«Фестиваль спасли волонтеры, — подводит итоги арт-директор Андрей Кочетков. -Если бы не эти прекрасные люди- вообще бы ничего не было, и когда во вторник мы заезжали на поляну без единого гвоздя или молотка, было ощущение, что такой вариант развития событий возможен. Тем не менее все состоялось и серьезных происшествий не было. Нам удалось открыть несколько новых имен -таких как Tomato Catch Up или совершенно чудесных Ascorbic Acid. В будущем году мы начнем постепенно превращать «Метафест» в фестиваль разных видов искусств — я считаю, стоит добавить к игротеке и поэтическим чтениям еще и мастер-классы например… И, конечно, спасибо всем, кто внес свои пожертвования, — пусть таких было не больше, чем в прошлом году, но нас эти деньги действительно спасли».
ТЭГИ:

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации