Культура

Каждый должен написать пьесу!

В Самаре завершился фестиваль современной драматургии «Левановка»

 
«СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ ВАДИМА ЛЕВАНОВА ПОСВЯЩАЕТСЯ»
 
В Самарском литературном музее 22-24 ноября (усадьба Алексея Толстого, ул. Фрунзе, 155) состоялся фестиваль современной драматургии «Левановка», посвященный памяти скончавшегося два года назад тольяттинского драматурга Вадима Леванова.
 
В течение трех дней пьесы Вадима Леванова читали актеры ведущих самарских театров. Кроме того, его коллеги Юрий Клавдиев и Михаил Дурненков, а также критик Кристина Матвиенко провели мастер-классы.
 
На пресс-конференции родители Вадима Леванова попросили сменить название фестиваля, исключив фамилию сына. «Творчество его невелико, объем мал, произведения порой экстравагантны, — объяснила свою позицию его мать Тамара Михайловна. — Ему не было отпущено 80 лет, чтобы что-то изменить… Тольятти считается провинциальным городом, но литературная жизнь в нем плотная. Перед этими людьми нам неудобно превозносить его имя. Это было бы неуважительно по отношению к многочисленным тольяттинским писателям. Мы предлагаем назвать фестиваль «Современная драматургия» и в скобочках добавить: «Светлой памяти Вадима Леванова посвящается». Драматург Юрий Клавдиев не согласился с такой оценкой творчества коллеги и друга: «Звезд на небе много, а Полярная одна. Для меня Вадим был такой звездой».
 
Вадим Леванов известен не только своими драматическими произведениями, но и тем, что способствовал появлению и развитию так называемого феномена тольяттинской драматургии. Благодаря ему началось становление таких авторов, как Юрий Клавдиев, Михаил и Вячеслав Дурненковы и др.
 
УНИВЕРСАЛЬНАЯ ФОРМУЛА ДРАМЫ, ИЛИ СЕКРЕТ ЮРИЯ КЛАВДИЕВА
 
В первый день «Левановки» состоялся мастер-класс Юрия Клавдиева — драматурга и сценариста, представителя движения «Новая драма», вокалиста и автора текстов рок-группы «Клад Яда», автора сценария к фильму Валерии Гай Германики «Все умрут, а я останусь», сериалам «Школа» и «Чемпионки». Юрий Клавдиев рассказывает:
 
— До знакомства с Вадимом Левановым мне казалось, что пьесы — упаднический жанр литературы и их никто не читает. Мне не нравился театр в том виде, в котором он существовал в Тольятти в 90-х. Вадим посоветовал мне посмотреть постановку пьесы Ивана Вырыпаева «Кислород». Ванин текст настолько сильно меня пробил, что я понял: это тот театр, которым я хочу заниматься. Потом я уже узнал, что каждая его пьеса -это битва с богом. Как и любая, наверное.
 
Первая моя «пьеса» называлась «Возвратный рефлекс». Поскольку в театре я почти не бывал, это был на 50% Сорокин, на 50% — Тарантино. Ужасный текст, который я потом никому не показывал. Только Вадиму. Он меня похвалил и сказал пробовать дальше.
 
Вадим рассказал мне прекрасную формулу драмы. С ее помощью любой сможет написать пьесу. Слева нужно писать, кто говорит, справа — что говорит. Посередине иногда ремарка: «шепотом», «в сторону» и т.д.
 
Сценарий «Школы» мы писали не про современную школу, а про собственную, советскую. Это потом уже Лера (Валерия Гай Германика, режиссер сериала. — Прим. авт.) одела героев по-современному. Это уже ее битва с богом.
 
Каждый второй вопрос, который мне задают: «А мат на сцене — это как?» А мат в трамвае — это как? А когда мать кричит матом на свою маленькую дочку — это как?
 
Работа драматурга — наблюдать из засады, сам он должен молчать. В этом мне помог опыт работы журналистом. Читайте, слушайте и смотрите с огромным интересом. И не формируйте своего отношения. Оно проявится, когда вы будете писать. Вы должны стать магнитофоном с нажатой кнопкой rec. Слушайте и наблюдайте за городскими сумасшедшими, дураками, бандитами, интеллигентами, соседями, мамой и т.д.
 
Любая пьеса — попытка понять, как все происходит. Все, что называется прекрасным словом «рефлексия». Ты никогда ничего не сможешь написать о других. Любой автор пишет про себя.
 
ТЕАТР КАК ЛЕКАРСТВО ОТ ВЯЧЕСЛАВА ДУРНЕНКОВА
 
Второй день фестиваля начался с презентации проекта Вячеслава и Любови Дурненковых «Нетеатральная действительность». Драматург Вячеслав Дурненков много лет с группой единомышленников ездит по стране с программой «Класс акт», помогающей пробудить интерес у подростков к театру. Это популярный в Шотландии проект, который несколько лет назад приехал к нам и ассимилировался благодаря усилиям Вячеслава Дурненкова и его команды. Идея заключается в том, что профессиональные драматурги приходят в школу и учат детей писать пьесы. В идеале потом одну из пьес ставят на сцене. При еще более удачном варианте она становится частью репертуара театра, как, например, это случилось в Ростове и Красноярске.
 
«За девять лет не было случая, чтобы кто-нибудь не написал», — рассказывает Вячеслав Дурненков (видимо, прав был Вадим Леванов, утверждавший, что все должны писать пьесы). Лучшие пьесы, по словам Вячеслава Дурненкова, создают двоечники, поскольку они не скованы рамками условностей. А худшие — девочки-отличницы, которые стараются понравиться и угодить. «Раньше были «клиповые» дети, воспитанные телевидением, — отмечает драматург. — Их история кончалась на пятой фразе. Теперь пошли дети, воспитанные Интернетом, их пьеса длится до третьей фразы».
 
С этим проектом они посещают не только школы, но и места заключения, и дома престарелых. Подростки пишут в основном про отношения — между собой, в семье. Встречаются у них и политические сюжеты, и сказочные. Заключенные часто пишут о неких робин гудах, волею злой жены несправедливо попавших в тюрьму. Сложнее всего оказалось работать с пожилыми: «У них, если можно так сказать, уже переполнены флешки с информацией. Им не нужно учиться — они этого не хотят, — рассказал Дурненков. — С ними мы пошли по другому пути — просто слушали их. Когда в истории встречался конфликт, начинали узнавать подробности. Из этого и выросли пьесы».
 
Вячеслав Дурненков представлял и другие социальные проекты театра. Например, рассказал о проекте «Театра.doc», в котором носители истории сами рассказывают о своей судьбе. «Акын-опера» — история трех памирских таджиков — номинирована на премию «Золотая маска» в категории «Эксперимент». Кстати, в этом году в борьбе за главную театральную премию страны будут принимать участие четыре спектакля на социальную тематику — это настоящий прорыв, по мнению Вячеслава Дурненкова.
 
МИХАИЛ ДУРНЕНКОВ: «ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК ПИСАТЬ ПЬЕСЫ НЕ БУДЕТ…»
 
После Вячеслава Дурненкова на «Левановке» настал черед его младшего брата Михаила — драматурга, автора сценария фильмов «Доброволец», «На ощупь», «Свадьба по обмену» и телесериалов «Адъютанты любви», «Обратный отсчет», «Спальный район»», «Москва. Центральный округ», «Побег».
 
— Совершенно здоровый и гармоничный человек писать пьесы или другие тексты не будет — зачем это ему? Это трещина в нашей личности, через которую вытекает талант.
 
Мы, люди, верим, что мир познаваем, а жизнь доказывает, что нет. В результате накапливается невроз. Человечество придумало два инструмента справляться с ним — религия и искусство. Драматургия — это социальное плацебо.
 
Если ты несчастлив, задумайся над тем, помогаешь ли ты другим, делаешь ли счастливыми их?
 
Про теплое нельзя писать — либо горячее, либо холодное.
 
Молодые сегодняшние драматурги уже первые пьесы пишут удачные, в отличие от нас. Тешу себя надеждой, это потому, что они стоят на наших плечах, могут использовать наш опыт.
 
ВСТРЕЧА ПРОШЛА, СИМПТОМЫ ОСТАЛИСЬ
 
После фестиваля «Левановка» меня не покидает чувство: все, что происходило в музее-усадьбе Толстого, имеет непосредственное отношение ко мне. Это подтверждают некоторые симптомы. Во-первых, я поверила в то, что все должны писать пьесы. И опыта каждого человека хватит на написание минимум одной. Во-вторых, у меня усилился интерес к современной драматургии — эти умные и неравнодушные люди не могут писать плохих пьес! В-третьих, я поверила, что искусство — это не отвлеченное эстетическое удовольствие. Это способ решения многих социальных проблем. И четыре номинации на «Золотую маску» подтверждают, что не только я это поняла.
 
КОММЕНТАРИИ
Юрий КЛАВДИЕВ,
драматург, сценарист:
— Если бы не Вадим Леванов, меня бы вообще никак не звали — он сделал меня драматургом. Он всегда говорил, что все должны писать пьесы. Да, в Тольятти плотная литературная жизнь, но я не могу назвать людей такого же формата, как Вадим, которые столько бы сделали!
 
Герман ГРЕКОВ,
драматург, режиссер:
— В Самаре проходят многие знаковые события, например, Грушинский фестиваль. Видимо, что-то здесь витает в воздухе, что заставляет людей собираться и что-то делать. Вот мы и сделали «Левановку».
 
Катерина ОРЛОВА,
завотделом по работе с посетителями Литмузея, куратор фестиваля «Левановка»:
— Литературный музей все время виртуозно балансирует между широко известными и современными писателями. У нас соседствует обсуждение «Золотого ключика» Алексея Толстого и «Геронтофобии» Вадима Леванова. За год мы, к сожалению, не успели собрать пьесы для конкурса, но через два года он, скорее всего, будет. Фестиваль взял старт в Самаре, но, возможно, пройдет и в Тольятти.
 
Михаил ДУРНЕНКОВ,
драматург, сценарист:
— Вадим Леванов — автор Поволжья, неважно, где проводить фестиваль — в Самаре или Тольятти. Прекрасно, если это будет не просто фестиваль, а именно конкурс. У Вадима был огромный заряд вдохновения, способность зажигать людей к творчеству.
Метки
Показать ещё

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение