Путешествия

Как и где отдохнуть в Марий Эл

Продолжаем рассказывать о республиках и странах, выходцы из которых живут в Самарской области. Если захочется отправиться туда в путешествие, вы уже поедете со знанием дела. Как турист, уважающий местные традиции, готовый окунуться в национальный колорит и несущий с собой добрые пожелания самарцев.

 

Храмы под лесными сводами

«Марийцы — последние язычники Европы, поклоняющиеся силам природы». С таким посылом многие путешественники отправляются вверх по Волге в Республику Марий Эл. Чтобы пообщаться с язычниками, посмотреть на бескрайнюю заповедную тайгу, колорит небольших городков, где каждый деревянный дом — произведение искусства.

— У нас до сих пор есть священные рощи, где мы молимся древним богам. Ходим, как наши деды, к деревьям, дающим силы и здоровье. Увидите, что у нас в этих рощах чистота, о мусоре и речи не может идти. Там особая атмосфера поклонения силам природы, — рассказывает жительница поселка Старожильск Лидия Михалева самарским путешественникам, которые каждые два-три года приезжают в начале мая в марийские леса, чтобы пройти на байдарках и катамаранах по левым притокам Волги — рекам Большая Кокшага и Илеть.

Руководитель самарской группы, кандидат в мастера спорта по туризму Владимир Стригун и его команда полностью согласны: места здесь действительно замечательные.

— Это по сути сплошная лесная заповедная территория. Даже там, где официально границ заповедников и национальных парков уже нет. Пять дней мы идем по реке — и ни одного населенного пункта на пути. Только тайга, еловые и сосновые боры, пение птиц и плеск весел. А летом прибавьте к этому обилие грибов и лесных ягод. Когда встречаемся на реке с такими же водными путешественниками, но из местных, точно знаем, что будет очень доброжелательное общение. Люди здесь приветливые, хотя и немногословные. Они же не привыкли к перенаселению городов, к людскому столпотворению. Так что для настоящего экологического отдыха вдали от цивилизации марийская природа — как раз то, что жителям мегаполисов и надо. Не знаем, можно ли нас причислить к язычникам, если мы неизменно благодарим здешние места за подаренные красоту и умиротворение. Наверное, чуть-чуть можно, — делится впечатлениями Владимир Стригун.

Разговорник путешественника

Собираясь в Марий Эл, постарайтесь выучить несколько приветствий на марийском. Местным будет очень приятно такое уважение к их языку.

Поро кече! — Добрый день!
Перкан лийже! — Приятного аппетита!
Тау, толза пырля — Спасибо (после еды).
Сайын кодса — Счастливо оставаться.
Таза лийза! — Будьте здоровы!

Остановка Козьмодемьянск

С открытием волжского круизного сезона можно увидеть марийские просторы с борта теплохода. На многих маршрутах есть остановка в чудесном марийском городке Козьмодемьянск.

Его старинные улицы — своего рода музей деревянной резьбы. Почти возле каждого дома можно останавливаться и любоваться. Дальше путь обязательно должен лежать в гору, где находится территория Марийского этнографического музея под открытым небом. Внешне он похож на небольшую деревеньку. Декор, убранство скромные, но именно так и выглядели прежде марийские избы, баньки, колодцы-журавли, амбары, ветряные мельницы, летние шалаши, телеги с высокими колесами. На карнизах всех деревянных изб виден уникальный резной орнамент.

Символ этого комплекса — деревянная ветряная мельница. Она до сего дня находится в рабочем состоянии. Гости Козьмодемьянска могут собственными глазами увидеть запуск механизмов под действием ветра. И на плетеные заборы обратите внимание, они у марийцев особые. И на лапти из лыка. Поскольку у марийских есть свои секреты, отличающие их от мордовских, чувашских, русских. Кстати, самый лучший сувенир из Козьмодемьянска — именно лапти из лыка. Старики говорят, что они лечат суставы, передавая ноге лесную силу. И деревянные резные фигурки здесь у пристани стоит купить. В Козьмодемьянске живет замечательный мастер, который создает из липы веселые, с выдумкой да юморком, бытовые композиции.

В Юрино, в усадьбу Шереметевых

Козьмодемьянск стоит на правом берегу Волги. А немного выше по течению на левом с борта теплохода можно рассмотреть в бинокль замок Шереметева — дворцово-парковый ансамбль в поселке Юрино. Это памятник архитектуры федерального значения. Замок был построен к 1880 году в стиле поздней неоготики. В нем почти 100 комнат: картинная галерея, Восточный кабинет, Дубовая, Скобелевский зал… Кроме дворца сохранились каменная ограда и служебные корпуса, партерный и пейзажный парки с прудами.

В последнее время комплекс отреставрировали, число экскурсантов постоянно растет. Эффект потрясающий: в таежных краях вдруг увидеть такое монументальное архитектурное сооружение. Знали Шереметевы, среди какой природной красоты лучше строить родовое гнездо.

Тамара Ведерникова, самарский этнограф, исследователь народов Поволжья, кандидат исторических наук, доцент Самарского государственного института культуры:

— В стране, согласно последней переписи, проживают около 600 тысяч человек, назвавших себя марийцами. В Самарской области, по данным 2010 года, 2984 человека.

Чтобы получше разобраться в теме, советую прочесть книгу Клавдии Ивановны Козловой «Очерки этнической истории марийского народа». Мари («человек», «муж», «мужчина») — так стали именоваться черемисы, жившие в Волго-Вятском речном бассейне, когда на эти земли начали прибывать русские переселенцы из-под Великого Новгорода и Устюга.

Традиции народа очень интересны, самобытны. Этнос подразделяется на три основные группы: марийцы горные, луговые и восточные (живущие в Башкортостане). Говорят на марийском языке. Он относится к финно-угорской группе уральской языковой семьи и имеет наречия горное, луговое, восточное и северо-западное. Интересный факт: марийские верующие — либо православные, либо приверженцы «марийской веры» (марла вера), которая сочетает христианство с традиционным язычеством.

Основная масса сельских жителей относят себя к горным марийцам, сохраняют язык и семейный уклад народа. И сегодня национальные особенности проявляются при проведении родильных, свадебных, похоронно-поминальных обрядов, а также календарных праздников. Многие до сих пор хранят семейные реликвии. Например, традиционный женский костюм с богатой ковровой вышивкой, которая располагается по обеим сторонам грудного разреза рубашки и на головных уборах.

Марийцы — лесной народ. В быту, как прежде, так и сегодня, широко используются самодельная деревянная мебель, традиционные деревянные ковши для пива, плетеные корзины, лапти, берестяные туеса. Традиционным занятием марийцев во все времена были резьба по дереву, плетение веревок. Именно поэтому символичным для здешней хореографии стал танец «Веревочка».

Что советую посмотреть во время поездки по Марий Эл? Кроме столицы республики — Йошкар-Олы особое значение имеет центр горно-марийского края город Козьмодемьянск с храмом во имя Косьмы и Домиана и Музеем горно-марийской традиционной культуры под открытым небом. Загляните и в музей Остапа Бендера. Ведь горожане уверены, что Нью-Васюки — это именно Козьмодемьянск.

Когда будете путешествовать по Марий Эл, наверняка обратите внимание на приветливую сдержанность людей, их трудолюбие, но при этом расчетливость и экономность, дисциплинированность и исполнительность. Эти черты национального характера объяснимы. Древние марийцы селились по берегам рек и озер неплотно, связи между отдельными племенами почти отсутствовали. В таких условиях национальный характер и формировался. Кстати, марийцы считались хорошими охотниками и отличными стрелками из лука. Как и положено настоящим лесным жителям.

Метки

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение