Запах моря, аромат сирени…

01.12.2015

90

Автор:

Запах моря, аромат сирени…

Полотна импрессиониста Константина Коровина в Самаре


В художественном музее открылась выставка известного русского живописца Константина Коровина из собраний Государственного Русского музея. В экспозицию вошло 27 картин художника, созданных в период с 1890-х по конец 1910-х годов, а также работы его современников, членов Союза русских художников Абрама Архипова, Константина Юона, Игоря Грабаря и других. Выставка проводится в рамках дейс тву ющего с 2014 г ода проекта «Филиал Русского музея в Самарском художественном музее» и является первой крупной ретроспективой Константина Коровина в Самаре.
Первый русский импрессионист
 
Константин Алексеевич Коровин родился в 1861 году в состоятельной купеческой семье. В 14 лет он поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где уже учился живописи его старший брат Сергей. К этому времени их семья разорилась. «Мне пришлось сильно нуждаться, — вспоминал Константин Коровин о годах учебы, — уже пятнадцати лет я давал уроки рисования и зарабатывал свой хлеб».
 
После двух лет обучения, представив написанные во время каникул пейзажи, Коровин перешел на отделение живописи. Его преподавателем стал Саврасов, уделявший большое внимание этюдам с натуры. Константина Коровина влекло к пейзажу, в котором он стремился сохранить свежесть впечатления. Затем он поступает в Петербурге в Академию художеств, но разочаровывается в методике преподавания. Вернувшись в Москву, Коровин завершает обучение в училище у Поленова.
 
Известность молодому художнику принес «Портрет хористки», написанный на пленэре. Фигура молодой женщины залита мягким рассеянным светом. Широкая, свободная манера письма, яркие краски — все это сделало портрет большим достижением русской живописи.
 
Поленов познакомил Коровина с Абрамцевским кружком, объединившим ряд деятелей русской культуры вокруг известного московского мецената Мамонтова. В кружок входили братья Васнецовы, Репин, Поленовы, Остроухов и другие.
 
Запах моря, аромат сирени…Большую роль в жизни и в творчестве художника сыграл Париж, в котором он бывал неоднократно. Именно здесь он впервые узнал об импрессионизме. Городские пейзажи созданы под сильным влиянием французских импрессионистов. Ему блестяще удалось передать жизнь французской столицы в часы утреннего пробуждения, но особенно — в вечерние часы.
 
После революции он принял активное участие в художественной жизни: занимался вопросами сохранения памятников искусства, организовывал аукционы и выставки в пользу вышедших на свободу политических заключенных. По совету Луначарского Коровин вместе с сыном переехал в Париж. В последние годы жизни он плодотворно работал в крупнейших театрах Европы, Америки, Азии и  Австралии.  Умер  Константин Алексеевич Коровин в 1939 году.
 
О его творчес тве прекрасно сказал Константин Юон: «Живопись Коровина — образное воплощение счастья живописца и радости жизни. Его манили и ему улыбались все краски мира».
 
Певец родной природы
 
Коровин начинал как передвижник, но благодаря приобщению к общеевропейскому художественному наследию, к импрессионизму сумел преодолеть в своем творчестве идеи реализма. Его полностью увлек импрессионизм. Коровин в свободной манере мастерски фиксирует впечатления от всего зримого, будь то природа, город или люди.

Будучи человеком эмоциональным, он стремился зарядить свои произведения внутренней энергетикой.
 

Немало работ, представленных на выставке, посвящено южной природе. Среди них заметно выделяются полотна «На берегу моря», «Пристань в Гурзуфе».
 
Художник стремится уловить постоянно меняющуюся цветовую палитру. Все работы насквозь пронизаны солнечным светом, воздухом, они словно дышат. Солнечный свет настолько ярок и резок, что буквально ослепляет, от него хочется укрыться в тени. Коровину удалось передать и сохранить незабываемое сиюминутное ощущение от увиденного.
 
Большое внимание художник уделял сельскому пейзажу, тем самым унаследовав опыт своих учителей — Саврасова и Поленова. Коровину удалось создать особый тип пейзажа, который передавал настроение от увиденного. Чувством любви к родной природе пронизаны работы «Дорога. Звенигород», «На Сенежском озере», «Деревня. Осень». Он писал: «Если нет любви к природе, то не надо быть художником, не надо».
 
С 1900-х годов натюрморт становится едва ли не основным жанром в творчестве Коровина. Привлекает внимание произведение «Сирень» — сочетание сочности, яркости, музыкальноcти, декоративности, настоящий «праздник цвета и света».
 
В экспозиции представлены работы Коровина как театрального оформителя. Здесь можно увидеть эскизы к балету Пуни «Конек-Горбунок», к опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и другим.
 
На выставке также демонстрируются произведения современников и сподвижников Коровина, продолжавших традиции отечественного импрессионизма. Это лирические пейзажи, выполненные на пленэре. Среди известных авторов — Константин Юон, Абрам Архипов, Игорь Грабарь.
 
Выставка работает до 21 января. Художественный музей, ул. Куйбышева, 92       0+
ТЭГИ:

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации